ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Мусаелян Игорь Каренович
Сущность и содержание управления (менеджмента)
См. лекции АДИЗЕС
Управление – это процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода в новое качественное состояние или поддержание в установленном режиме.
Менеджмент – представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Субъект управления это тот, кто оказывает воздействие. Объект то на что направлено воздействие.
Состав основных категорий менеджмента:
1. Субъект, объект управления
2. Функции менеджмента
3. Виды менеджмента
4. Методы менеджмента
5. Принципы менеджмента
Три уровня менеджмента: низший, высший и средний
Низший уровень: исполнители - те, кто выполняют задачи
Средний уровень: представители высшего уровня, замы
Высший уровень: генеральный директор, топ менеджер
Виды менеджмента: общий и функциональный менеджмент
|
|
Общий менеджмент ПРЕДПРИЯТИЕ (и структурные подразделения)
Функциональный менеджмент (инновационный, персональный, маркетинговый, производственный, финансовый менеджменты)
Управленческие революции:
1-ая революция. Организационно-государственная. Выделение государств.
2-ая революция. Религиозно-коммерческая.
3-ья революция. Светско-административная.
4-ая революция. Производственно-строительная.
5-ая революция. Географическая революция.
6-ая революция. «Ликбез» (ликвидирование безграмотности путем принуждения к обучению)
7-ая революция. Индустриальная.
8-ая революция. Научно-техническая. НДП (Научно-технический прогресс)
9-ая революция. Бюрократическая. Четкое определение прав и обязанностей.
10-ая революция. Информационная.
Школы менеджмента:
Характеристики | Школа научного менеджмента | Школа административного менеджмента (классическая) | Школа бихевиаристская (основана на поведении) | Школа науки управления |
Представители | Тейлор, Эмерсон, Генри Хорн | Анри Файоль, Макс Вебер | Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегер, Фредерик Герцберг | Герберт Саймон, Канторович, Ноберт Винер |
Исходные предпосылки | Рациональная организация труда | Создание универсальных принципов управления | Необходимость в изучении сознания человека и его поведения | Использование методов научного исследования |
Положительные черты | 1)Отбор рабочих происходил исключительно на основе научных критериев, профессиональная ориентация на каждого сотрудника; 2)Разделение административной и исполнительской деятельности (ответственность), положена основа понятию ответственность. | 1)Создание принципов управления как некой системы, которые должны приводить организацию к успеху; 2)Наличие компетентности и знаний у менеджеров. | 1)Руководитель ориентируется на своих подчиненных; 2)Идея гармонии труда и капитала; 3)Разработка систем мотивации. | 1)Использование аналитических методов и моделей в управлении; 2)Разработка и применение концепций материального стимулирования. |
Отрицательные черты | 1)Механистический подход к управлению (достаточно жесткий подход, не дает сотруднику свободу выбора). | 1)Отсутствие должного внимания к социальным аспектам деятельности. | 1)Отсутствие строгих правил и способов при реализации идеи; 2)Неприемлемость других методов в управлении, кроме как науки о поведении. | 1)Отсутствие внимания к проблеме человеческих отношений; 2)Управление выглядит как сугубо-логический процесс, представленный исключительно в математическом виде. |
|
|