Этапы профессионального пути по Хейвигхерту.
Критериями профессионального пути считал - приобретения установок и трудовых навыков, позволяющих стать полноценными работниками.
1. Идентификация с работником (от 5-10 лет.) Идентифицируют себя со своим работающими отцами и матерьми, намерение работать становится частью их «Я» концепции.
2. Приобретение трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10-15 лет). Учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач. При определенных обстоятельствах начинают следовать принципу «Вначале работа, а потом игра».
3. Приобретение профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать, приобретает трудовой опыт, который помогает выбрать и начать карьеру
4. Становление профессионала (от 25 до 45). Совершенствует свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинает продвигаться вверх по служебной лестнице.
5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры, начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд и тратят свои силы и время для выполнения своих обязательств перед обществом.
|
|
6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Выйдя на пенсию с удовлетворением вспоминают, о своих профессиональных достижениях.
Е.А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала
Оптант – человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии, границы периода задаются условиями жизни, культурой.
Адепт- человек выбравший профессию осваивает ее.
Адаптант – привыкание молодого специалиста к работе, адаптируется к нормам коллектива, изучает тонкости работы.
Интернал – может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер – работник может решать простые и трудные профессиональные задачи. Выделяется специальными качествами, широкой ориентировкой в профессиональной области, обрел свой индивидуальный стиль, результаты работы стабильно хороши, считает себя незаменимым.
Авторитет - работник мастер своего дела, хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами, профессиональные задачи решает за счет большого опыта, умения организовывать свою работу, окружить себя помошниками.
Наставник - мастер своего дела, в профессии обрастает учениками, последователями, коллеги готовы поучится, перенять опыт.
Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
|
|
Виды работоспособности.
Общая – максимально возможная работоспособность при мобилизации всех резервов организма.
Фактическая работоспособность зависит от:
- текущего уровня здоровья
- самочувствия человека
- типологических свойств нервной системы
- индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия).
- оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.