Дидактические свойства электронных средств обучения
Психолого-педагогические требования к электронным средствам обучения
Основные преимущества и дидактические возможности электронных средств обучения
Концепция разветвленного программирования Н. А. Кроудера
Программа должна:
§ проверить, знает ли учащийся материал, содержащийся в данной рамке (рамка - часть (шаг) учебного материала для изучения, предполагающий выполнение определенных заданий учащимся);
§ в случае отрицательного ответа отсылать учащегося к координирующим и обосновывающим ответ рамкам;
§ давать возможность закрепления основной информации с помощью рациональных упражнений;
§ способствовать увеличению усилий учащегося и одновременной ликвидации механического обучения через многократное повторение информации;
§ формировать требуемую мотивацию учащегося.
Роберт И.В. отмечает, что применение электронных средств обучения в учебном процессе позволяет:
§ индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
§ расширить возможности контроля с обратной связью и диагностикой;
§ осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
§ осуществлять самоподготовку и тренаж;
§ моделировать реальные процессы;
§ улучшать наглядность;
§ усиливать мотивацию обучения.
Гершунский Б.С. отмечает следующие психолого-педагогические требования к электронным средствам обучения:
§ обеспечение доступности обучения для обучаемых с различным уровнем подготовки;
§ возможность адаптации программ к индивидуальным возможностям обучаемого, его способности воспринять предложенный учебный материал;
§ обеспечение наглядности обучения;
§ обеспечение простоты пользования программой и наличие эффективного интерфейса.
Восприятие нового учебного материала идёт через активизацию не только зрения (текст, цвет, видео, анимацию), но и слуха (голос диктора или актёра, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать определённый эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала.
Быстрая обратная связь
Встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала; интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала.
Наличие разветвлённой структуры гиперссылок
Позволяет получить пояснение, определение, дополнительную информацию по ходу прочтения учебного материала, при этом быстро вернуться к основному тексту.
Наличие системы управления структурой
Учитель может задать наиболее приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала. Это позволяет использовать один и тот же учебный материал для разной аудитории, для различных видов учебной деятельности или просто как справочную систему.