III Экономикс

II Политическая экономия

I ДОнаучный этап

Экономия – (ойкос – дом, номос – закон; пристотель) – набор знаний по организации (ведению) хозяйства.

Основная цель: защита рабовладельческого строя и воспитание достойных граждан.

Политическая экономия – отражение появления систематизированного знания о сущностях, целях и задачах экономической системы. Термин ввёл Антуан де монкретьен «Трактат политической экономии» в 1615 году.

Экономикс – современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследования и подходах к анализу экономических явлений;

В центре внимания - проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами. Предметом их исследования явилась сфера обращения.

Представители классической буржуазной политической экономии в Англии и Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, но его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства.

Экономическое производство

материальное производство нематериальное производство

производственная сфера непроизводственная сфера

промышленное производство/сельское хозяйство

В рамках конкретных школ были свои особенности.

Физиократы предметом источника богатства считали только труд в С/Х, а главные фигуры в английских школах Д.Ренардо, А.Смит - расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения национального богатства (Д.Ренардо), создаваемого во всех отраслях промышленного производства.

Предметом исследования марксистской экономической политики в соответствии с классовым подходом к анализу жизни являлись производственные отношения (отношения производства, распределения, обмена и потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного права.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование повседневной деятельности людей о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской психологической школы маршинализма считали, что предметом экономической науки являются не объективные отношения, а отношение людей к видам товаров, т.е. субъективной оценки их предельной полезности, психологического состояния и мотивации субъектов рынка.

Представители кенсианского направления в качестве предмета экономической науки выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической проблемы государства.

Имеется также понимание предмета экономической науки как совокупности знаний, которые позволяют дать обоснованный ответ на триединый вопрос: 1) что производить? 2) как производить? 3) для кого производить?

Решение данной проблемы (ЧДК) обычно связывают с ограниченностью и редкостью ресурсов, проблемой их наиболее целесообразного и эффективного использования.

Сторонники технологических концепций развития общества рассматривают экономически отношения и законы лишь как отрасль Научно-Технической Революции, которая способна, по их мнению, преобразовать старую экономику и создать новую.

Представители институционально-социологического направления считают, что характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а всю систему общественных институтов.

Экономическая теория – (экономика) – это общественная наука, которая изучает экономические отношения, законы и категории распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в различных социально-экономических системах. Она изучает хозяйственную деятельность людей для эффективного решения задачи ЧКД в целях удовлетворения растущих потребностей людей и общества при ограниченных и редких ресурсах.

-3-

Экономическая теория выполняет следующие основные функции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: