Классификация учебных проектов (по Коллингсу)
Технология проектной деятельности
Д. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У. X. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо:
/ поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из
жизни;
/ применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся,
так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели;
/ получить в итоге реальный результат.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
* Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель — участие детей в групповой деятельности.
* Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
|
|
* Повествовательные проекты — целью которых являлось получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т. п.
* Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т. п.
> Проблема проекта должна быть социально-значимой — исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.
> Планирование проекта — определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных.
> Поиск информации — исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта.
> Продукт является конкретным результатом проекта.
> Презентация продукта и защита самого проекта.
> Портфолио проекта — папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.)
> Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.
Современные классификации учебных проектов
На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко
мендаций по восстановлению экономики России);
- исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
|
|
- творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;
- ролевой проект — литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры,
результат которых остается открытым до самого конца.
По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности проекты могут быть:
□ минипроектами — укладываться в один урок или даже его часть;
□ краткосрочными — на 4-6 уроков;
□ недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
□ долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.
По составу участников проект может быть групповыми персональн ый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Виды презентации проектов:
научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литературных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т. п.
Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.