ОБРАЗОВАНИЕ И ДОХОД
Дифференциация доходов в значительной степени связана с уровнем образования. Нужно принять во внимание, что распределение населения на группы по доходам отражает состояние на данный момент. Но у многих людей доходы меняются в течение жизни. Если в начале жизни доходы невысоки, то к 40 - 50 годам они достигают своего пика, и люди передвигаются в группы с более высокими доходами. При этом у людей со сроком обучения 17 и больше лет доход в два с лишним раза выше, чем у тех, кто имеет срок обучения 12 лет. Во многих странах образование стоит недешево. Но есть все основания утверждать, что эти расходы окупаются.
"Даже если вам приходится занимать деньги в банке из расчета 6%, даже если вы в течение ряда лет вынуждены отказываться от выгодной работы, даже если вам приходиться жить вне дома и платить за питание и за книги, все равно, если вы получили профессию, доступ к которой открыт только выпускникам колледжей, ваши заработки в течение всей жизни, по всей вероятности, с лихвой компенсируют эти затраты", - утверждает Самуэльсон в своем учебнике. Он утверждает также, что среди выпускников колледжей больше людей, считающих себя счастливыми, меньше - психически больных, у них более широкие перспективы и более высокие стремления и если они все же озабочены чем-то, то это, как правило, вызвано действительными, а не мнимыми трудностями. Люди, получившие профессию, требующую способностей и многих лет обучения, попадают в неконкурентные группы. Например, высококвалифицированный рабочий не может составить конкуренцию врачу-хирургу или преподавателю математики. Соотношение спроса и предложения будет складываться в пользу высокообразованных работников. В экономической литературе получил распространение термин инвестиции в «человеческий капитал». Инвестиции в человеческий капитал - это любые затраты, направленные на повышение квалификации и способностей. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсироваться.
|
|
В цивилизованных странах существуют программы поддержания уровня доходов. Нужно различать два вида таких программ.
1.Программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Данные программы финансируются за счет налогов на зарплату, резервируемых для этих целей. Пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью.
|
|
2.Программы государственной помощи, или благотворительные программы, предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея на своем иждивении детей. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственными благотворительными программами. Отдельные лица и семьи должны представить свидетельства своих низких доходов, чтобы получить право на помощь.
В США, например, многие нуждающиеся, обстоятельства которых не соответствуют условиям программ по социальному страхованию, получают помощь по другим программам. К ним, относятся дополнительная программа социальной помощи престарелым, слепым и нетрудоспособным, Программа помощи неполным семьям с детьми, Программа продовольственных талонов, направленная на то, чтобы обеспечить всех американцев с низкими доходами "достаточно питательными продуктами"; Медикэйд — программа помощи в финансировании расходов на медицинское обслуживание лиц с низкими доходами. Во Франции около 40 видов социальных пособий. В России только еще предстоит разработать и организовать программы помощи малообеспеченным. Первым шагом является предстоящее принятие в 1996 году закона о прожиточном минимуме. Если доходы семьи ниже величины прожиточного минимума, умноженного на количество членов семьи, то такая семья может получить пособия из федеральных фондов. Обсуждается вопрос о выплате пособия на детей до 16 лет.
В связи с существованием благотворительных программ возникла проблема соотношения между равенством доходов и эффективностью. Большие налоги, обеспечивающие перераспределение богатства, ослабляют стимулы к эффективному труду. Кроме того, распределение пособий связано с утечкой средств, что получило название проблемы "Худого ведра". "Предположим, что общество согласно передать бедным доходы богатых; но деньги от богатых придется передавать в худом ведре". По подсчетам Артура Оукена, утечка из "ведра" перераспределения составляет 250 долл. из каждых 350 долл., предназначенных для пособий. Средства идут на содержание чиновников, разворовываются и т.п.