Рис. 2.3.4. Схема определения момента эффективной смены технологии
точка 1 – момент самого раннего возможного начала эффективного перехода на использование новой технологии;
точка 2 - момент самого позднего возможного начала эффективного перехода на использование новой технологии;
точка 3 – момент самого раннего возможного окончания эффективного перехода на использование новой технологии;
Разработка технологической стратегии предприятия осуществляется параллельно и в тесной связи с процессом формирования общей стратегии его развития. Данная взаимосвязь обеспечивается с помощью циклически реализуемого алгоритма, в результате выполнения которого технологические факторы интегрируются в структуру общей стратегии предприятия. Структура данного алгоритма включает в себя следующие базовых этапы:
1. Выделяются имеющиеся технологические возможности предприятия и разрабатывается план их дальнейшей динамики.
2. Проводится согласование технологических возможностей предприятия с выявленными рыночными потребностями, в результате чего определяется потенциальная рыночная реализуемость разрабатываемых технологических планов. Результатом выполнения данного этапа выступают технологически обоснованные стратегии. Если возможности формирования таких стратегий не выявлены, то весь алгоритм возвращается на этап №1 и разрабатывается новый вариант технологического плана.
|
|
3. Осуществляется разработка экономически обоснованных стратегий, т.е. определяется принципиальная возможности получения прибыли от технологических новшеств в условиях отсутствия конкуренции и других рыночных ограничений. Определяющими факторами здесь являются платежеспособность потенциальных покупателей и их готовность платить цену, обеспечивающую окупаемость вложений предприятия в технологические нововведения. Если оценка показывает невозможность выработки экономически обоснованных стратегий, то весь алгоритм возвращается на этап №1 и реализуется заново.
4. Определяется ожидаемая рыночная позиция предприятия. На данном этапе на разработанный ранее вариант экономически обоснованной стратегии проецируются реальные рыночные условия: динамика спроса, интенсивность конкуренции, социально-политические ограничения и т.д. В результате проводимого анализа устанавливается, насколько вероятна успешная реализация разработанной стратегии в условиях реального рынка. Если результаты оценки оказываются неудовлетворительными, то весь алгоритм разработки стратегии возвращается в свое начало и реализуется заново.
Характер влияния технологических факторов на процесс формирования и реализации стратегии предприятия показан на рис. 2.3.5.
Рис. 2.3.5. Влияние технологических факторов на формирование и реализацию стратегии предприятия