Для оценки обьема произ-ва и сбыта продукции на пром.пред ис-ся след.показатели:
· Натуральные – позволяют уст-ть объемы произ-ва в тоннах, штуках, км, м, кВ и др.показателях, это самый точный метод измерения объёма произ-ва. Однако об-ть исп-я нат.показателей ограничивается не только рамкам отдел.конкрет.предприятия, а не редко отдел.конкрет.произ-м.
· Условно-натуральные – широко исп-ся на предприятиях. В прядении – км, в в ткачестве – уточин (м-уточин).
· Стоимостные – для оценки объёма произ-ва. В наст.время к стоимост.показателям относят ТП, ВП, РП.
Табл1. Характеристика стоим.показателей по прои-ву и сбыту продукции
Тема 1: теоритические аспекты внутрипроиз.планирования
1. Роль, значение, цель и задачи планирования производства в условиях рын.эк-ки
2. Предмет, содержание и задачи курса планирование на пред-ии
3. Предприятие как объект планирования. Его хар-ка. Сильные и слабые стороны в дея-ти предприятия и их выявление.
4. Внутри произ.планирование (ВПП) его хар-ка и задачи
|
|
5. Принципы и функции планирования и хар-ка
6. Этапы становления и развития планирования в России и хар-ка
7. Система планов, виды планов и хар-ка. Различие между стратегическим и тактическим планированием на предприятиии
8. Годовой план-прогноз основа тек.планирования и его хар-ка
9. Организация планирования на пром.предприятии. Осн.требования к организации план.работы на предприятии в наст.время
10. Методы планирования и хар-ка
11. Инф.обеспечение план.работы на предприятии. Система норм и нормативов исп-я в планировании и хар-ка.
12. Оценка выполнения плана. Система показателей исп-х в планировании и хар-ка.
Вопрос 1: с организ.точки зрения план.работы нашей страны следует выделить:
Виды планирования | В условиях центр-плановой экономики | В рыночных условиях |
Народно-хозяйственное планирование | + | Опр-ся осн.ореинтирования хоз.планирования страны |
Отраслевое планирование | + | ??????? |
Региональное планирование | - | + |
Внутрипроизводственное (ПП) планирование | + | + |
Вывод: ВПП низовым, но осн.звеном в системе планирования в России в усл.рынка.
В современной быстроизменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия деятельности. С помощью планирования определяется цель развития субъектов хозяйствования, методы, способы и средства ее достижения, план действий на ближайшую и отдаленную перспективу. Поэтому можно утверждать, что в рыночных условиях планирование производственно-хозяйственной, маркетинговой, финансовой деятельности предприятий (фирм, организаций) является важнейшей функцией управления производством. Именно планирование позволяет аргументированно ответить на целый ряд вопросов: какие товары и услуги и в каком количестве следует производить; какие технологии, оборудование и ресурсы при этом должны быть использованы; для каких слоев населения, его групп предназначаются эти товары или услуги.
|
|
При переходе к рынку в нашей стране появилось утверждение, что план и рынок противоречат друг другу. В действительности же рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, он только перемещает ее в первичное производственное звено-предприятие (фирму, организацию).
Многолетний опыт работы советских предприятий и известных во всем мире зарубежных компаний, работающих в условиях рынка, показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и в конечном итоге, к банкротству.
Следует заметить, что и в странах с развитой рыночной экономикой область необходимого планирования не заменяется полностью невидимой регулирующей рукой рынка. Государства формируют стратегические направления своего экономического развития, крупные социальные и научно - технические программы, бюджет страны, расходы на оборону и др. На уровне же предприятий (фирм) осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальная разработка текущих и оперативных планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.
В условиях рынка возникла известная рыночная самостоятельность и привычка каждому выбирать свой путь развития. Планы же в этом случае выступают механизмом регулирования рынка и производства. В настоящее время планирование деятельности предприятий (фирм) становится экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, т.е. всех хозяйствующих субъектов с различными видами собственности.
В рыночных условиях предприятия (фирмы) широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому каждый, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью и получать желаемый размер прибыли, должен иметь документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса. Таким документом и будет план, являющийся руководством к действию. Именно наличие детально разработанного плана позволяет, в первую очередь, активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, прогнозировать результаты производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Таким образом, план - это документ, отражающий стратегию и тактику развития субъекта хозяйствования на определенный период времени.
Периодами разработки могуч быть:
- свыше десяти лет - стадия стратегического прогнозирования;
- от пяти до десяти лет - долгосрочное планирование;
- от двух до пяти лет - перспективное планирование;
- на год - текущее планирование;
- на квартал (месяц, год) - оперативное планирование.
Целью планирования является разработка и построение системы планов предприятия (фирмы), которая достигается решением комплекса плановых задач по сбору, обработке и анализу информации для подготовки, обоснования и принятия решений по разработке плановых документов.
В условиях рынка роль планирования выражается в том, что предприятия при ограниченных материально-технических и финансовых ресурсах постоянно должны быть в поиске оптимальных решений по получению максимального размера прибыли, новых рынков сбыта своей продукции, повышению уровня конкурентоспособности товаров. Опыт ведущих американских, японских и западноевропейских корпораций показывает, что в их практике внутрифирменное планирование является общепринятым, и эта функция реализуется как на уровне корпораций в целом, так и на уровне отдельных организационных подразделений. Связано это с целым рядом обстоятельств, Важнейшими из факторов, объясняющих необходимость плановой деятельности, являются концентрация капитала, процессы диверсификации и интернационализации капитала. Сегодня крупнейшие фирмы вкладывают средоШ в самые различные отрасли и имеют свои предприятия в десятках стран мира. При выходе предприятий на международный рынок функция планирования приобретает дополнительную сложность. Это связано с тем, что они должны будут проводить анализ возможных опасностей не только ВШВЬ страны, но и за рубежом, где предполагаются вести бизнес.
|
|
Широкое развитие акционерной формы собственности и государственных контрактов на продукцию также оказывало влияние на внутрифирменное планирование. Акционерная собственность обусловила необходимость дополнительной отчетности, планирования с учетом выплат дивидендов.
Итак, планирование представляет собой процесс формирования, обоснования и принятия плановых заданий на определенный период, контроль за ходом их реализации, а также корректировку плана в соответствии с изменяющимися условиями функционирования предприятия (фирмы).
Процесс планирования можно рассматривать как взаимосвязь следующих четырех этапов:
1) выработки общих целей функционирования предприятия (фирмы);
2) детализации и конкретизации целей для определенного этапа развития предприятия;
3) определения путей и средств достижения этих целей;
4) контроля за достижением целей.
Сущность планирования в рыночных условиях проявляется в следующем:
- планирование позволяет выбрать из множества вариантов развития производства тот, который наиболее приемлем в данных условиях;
|
|
- реализация плана осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня;
- планирование - это непрерывный процесс, в ходе которого постоянно корректируются и уточняются цели, задачи и средства достижения результатов;
- исходной посылкой плановой работы любого субъекта хозяйствования должен стать принцип самофинансирования и самоокупаемости.
Планирование, выполненное на высоком уровне, создает следующие важные преимущества:
- увеличивает возможности в обеспечении предприятия (фирмы) необходимой информацией;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- улучшает координацию действий в организации;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- проясняет возникающие проблемы и риски;
- улучшает контроль в организации;
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров.
Многочисленные задачи, решаемые в процессе выполнения плановой работы, можно объединить в одну основную: повышение эффективности работы предприятия (фирмы) в каждый период его (ее) функционирования.
Вопрос 2: Предметом курса планирования на пред-ии яс-ся изуч-е закономерностей развития отдел.субъектов хозяйствования.
Содержание курса – изучение студентами методологии выпол-я ВПП.
Многочисл.задачи курса можно свести к одной важнейшей овладение студентами методологии ВПП.
Период времени | Название плана | Основное содержание плана |
20-е гг. XX века | Промфинплан | Отрабатывались вопросы, связанные с производством и финансами |
30-40-е гг. XX века | Техпромфинплан | Помимо вышеотмеченных вопросов в данном случае разрабатывалась техническая сторона производства |
41-45-е гг. XX века | Плановые задания были связаны с обороной страны | |
45-50-е гг. XX века | Плановые задания были связаны с восстановлением народного хозяйства страны | |
50-70-е гг. XX века | Техпромфинплан | Отрабатывались вопросы, связанные с производством, техническим совершенствованием, финансами |
80-е гг. XX века | План экономического и социального развития коллектива | Помимо вышеотмеченного, отрабатывались в данном случае вопросы социального развития коллектива |
Переходный период к рыночной экономике | Сложившаяся в советский период система планирования была разрушена. Предприятиями отрабатывались только вопросы оперативных планов | |
В настоящее время: - малые предприятия - вновь строящиеся предприятия (независимо от мощности) - действующие предприятия при их перепрофилировании и технической реконструкции - действующие предприятия, без существенных изменений в их деятельности | Бизнес-план Бизнес-план Бизнес-план План-прогноз | См. учебное пособие у «Бизнес-план промышленного предприятия» (авторы Н.Д. Пантелеева, А.В. Басова) См. следующие вопросы учебного пособия |
Вопрос 3: В широком смысле слова планирование - это задание целей любой системе или подсистеме. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым», то есть предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей. Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с общеэкономической и управленческой позиций.
С общеэкономической позиции планирование есть один из методов регулирования пропорций производства. Долгие годы централизованное планирование было основным регулирующим механизмом в экономике нашей страны. Однако в условиях действия рыночных отношений выступает закон стоимости. Сегодня в разных странах в зависимости от конкретной экономической ситуации использование механизма планирования для регулирования экономики осуществляется по-разному. В масштабах же предприятия планирование было и остается основным механизмом регулирования пропорций производства, поскольку его подразделения вступают в отношения друг с другом не как независимые товаропроизводители, а как участники единого производственного процесса.
Внутрипроизводственное планирование:
· Технико-экономическое планирование: стратегическое, долгосрочное, текущее
· Оперативно-производственное планирование: оперативно-календарное, деспетчирование
Важное значение в условиях рыночной экономики имеет выявление сильных и слабых сторон в деятельности каждого предприятия (фирмы). С этой целью специалисты субъектов хозяйствования должны со¬поставлять результаты работы своего предприятия (фирмы) с деятельностью предприятий аналогичного профиля на рынке данных товаров. В подобной работе используется, как правило, метод сравнения.
Для проведения такого анализа предварительно необходимо отрабо-тать систему показателей (объекты оценки). В зарубежной практике для вы¬полнения данной работы была отработана следующая система объектов оценки.
Объекты оценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия (фирмы)
Объект оценки, единица измерения | Численное значение объектов оценки | Преимущества (+). недостатки (-) | |||
анализируемое предприятие | конкуренты | ||||
«А» | «В» | «С» | |||
Объем производства, тыс. руб. Объем продаж, тыс. руб. Ассортимент, шт. Для основных видов продукции в объеме производства, % Активы предприятия, тыс. руб. Чистая прибыль, тыс. руб. Амортизационные отчисления, тыс. руб. Долгосрочная задолженность Краткосрочная задолженность, тыс. руб. Объем инвестиций, тыс. руб. Отчисления в фонды предприятия, тыс. руб. Норма рентабельности по инвестициям, % Средние издержки производства, тыс. руб. Размер оборотных средств, тыс. руб. Рентабельность по отдельным видам продукции, % Уровень конкурентоспособности по важнейшим видам продукции Смена организационных структур управления, лет |
Анализ данных этой таблицы позволяет оценить положение дел своего предприятия на рынке конкретной продукции и выбрать стратегию развития организации на перспективу.
Любое отечественное предприятие (фирма), взяв за основу предложенную систему объектов оценки, может внести дополнения и коррективы с учетом специфики своего производства.
Для выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия (фирмы) необходимо иметь достаточный объем информации. В сборе информации для проведения данной работы могут принимать участие работники многих подразделений фирмы, а сам анализ выполняют специалисты экономических служб организации.
Вопрос 4: Внутри произ.планирование (ВПП) его хар-ка и задачи
Внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование занимает важнейшее положение в свободной рыночной экономике.
Оно позволяет соединять в общей экономической системе взаимные интересы государства, отдельных предприятий (фирм или организаций), а также физических лиц.
В рыночной экономике государство и экономика являются основными независимыми субъектами планово-регулируемой производственнохозяйственной деятельности. Между внутрипроизводственным планированием и государственным регулированием существует механизм экономического взаимодействия, основанный на свободных рыночных отношениях, равновесии спроса и предложения. На взаимодействии спроса и предложения построена не только система рыночного саморегулирования, но и теория экономического развития, в том числе и на уровне предприятий (фирм).
Таким образом, планирование на предприятии является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, основным само- регулятором субъекта хозяйствования.
Внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование — это совокупность расчетной, экономической и организационной работы по разработке плановых заданий по предприятию в целом, его подразделениям, обоснование и контроль за ходом их реализации, а также корректировка в соответствии с изменяющимися условиями функционирования.
ВПП в советский период обязательно выполнялось в соответствии с рекомендациями следующих нормативных документов:
- типовой методики разработки техпромфинплана;
— типовой методики разработки пятилетнего плана.
В настоящее время эти документы потеряли силу закона. При переходе к рынку специалисты предприятий на основе действующих в данном периоде нормативных актов самостоятельно разрабатывают методологию планирования, которая после утверждения приказом по фирме становится обязательной для применения всеми подразделениями и службами.
Весь процесс планирования на предприятиях (фирмах) можно подразделить на две стадии:
1. Разработка стратегии деятельности предприятия (фирмы), т.е. стадия стратегического планирования. Стратегия фирмы - это совокупность ее главных целей в предстоящем периоде.
2. Тактическое планирование имеет дело с реализацией выбранной стратегии (т.е. целей), в процессе этого планирования решается вопрос, как должны быть распределены ресурсы предприятия (фирмы) для достижения стратегических целей.