Спрос и предложение. Эластичность спроса. Закон спроса

Структура рынка.

Рынок можно структурировать по следующим признакам:

1. по экономическому назначению объектов выделяют:

- рынок товаров и услуг, который в свою очередь включает:

- потребительский рынок,

- рынок средств производства,

- рынок технологий, рынок духовных благ и т.д.;

- рынок факторов производства, который в свою очередь включает:

- рынок земли,

- рынок труда,

- рынок капитала, который делится на:

- кредитный рынок,

- рынок ценных бумаг;

2. по географическому положению:

- местный рынок (локальный),

- национальный,

- мировой;

3. по степени ограничения конкуренции:

- рынок свободной конкуренции,

- монополистической конкуренции,

- олигополистический,

- монополистический;

4. по отраслям:

- нефтяной,

- автомобильный и т.д.;

5. по характеру продаж:

- оптовый,

- розничный.

Спрос (D - demand) на какой-либо товар характеризует желание и возможность купить то или иное количество товара. Под возможностью здесь понимается способность заплатить за данное количество товара определенное количество денег.

Функция спроса – функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

1. Р (price)– цена данного товара;

2. неценовые факторы:

― Р1, Р2,…,Рn – цены на другие товары;

― I (income) – доходы потребителей;

― Z – вкусы, потребительские предпочтения;

― W (wait) – ожидания;

― N (number) – количество покупателей;

― В – прочие факторы.

Функция спроса в неявном виде:, где

(quantity) - объем спроса на товар показывает количество этого товара, которое желает купить отдельный потребитель, группа потребителей или все общество в целом в единицу времени при определенных условиях.

Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной оси, а зависимую () – по горизонтальной.

Кривая спроса характеризует состояние цен и объем покупок товара в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

Если неценовые факторы спроса фиксированы (постоянны), то мы определяем функцию спроса как зависимость объема спроса от цены:

На графике изменение цены выражается в изменении объема спроса и движении из одной точки кривой спроса (точки 1) в другую (точку 2) при снижении цены с до , и в обратном направлении при повышении цены (рис 1. а).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: