Структура рынка.
Рынок можно структурировать по следующим признакам:
1. по экономическому назначению объектов выделяют:
- рынок товаров и услуг, который в свою очередь включает:
- потребительский рынок,
- рынок средств производства,
- рынок технологий, рынок духовных благ и т.д.;
- рынок факторов производства, который в свою очередь включает:
- рынок земли,
- рынок труда,
- рынок капитала, который делится на:
- кредитный рынок,
- рынок ценных бумаг;
2. по географическому положению:
- местный рынок (локальный),
- национальный,
- мировой;
3. по степени ограничения конкуренции:
- рынок свободной конкуренции,
- монополистической конкуренции,
- олигополистический,
- монополистический;
4. по отраслям:
- нефтяной,
- автомобильный и т.д.;
5. по характеру продаж:
- оптовый,
- розничный.
Спрос (D - demand) на какой-либо товар характеризует желание и возможность купить то или иное количество товара. Под возможностью здесь понимается способность заплатить за данное количество товара определенное количество денег.
|
|
Функция спроса – функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
1. Р (price)– цена данного товара;
2. неценовые факторы:
― Р1, Р2,…,Рn – цены на другие товары;
― I (income) – доходы потребителей;
― Z – вкусы, потребительские предпочтения;
― W (wait) – ожидания;
― N (number) – количество покупателей;
― В – прочие факторы.
Функция спроса в неявном виде:, где
(quantity) - объем спроса на товар показывает количество этого товара, которое желает купить отдельный потребитель, группа потребителей или все общество в целом в единицу времени при определенных условиях.
Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной оси, а зависимую () – по горизонтальной.
Кривая спроса характеризует состояние цен и объем покупок товара в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
Если неценовые факторы спроса фиксированы (постоянны), то мы определяем функцию спроса как зависимость объема спроса от цены:
На графике изменение цены выражается в изменении объема спроса и движении из одной точки кривой спроса (точки 1) в другую (точку 2) при снижении цены с до , и в обратном направлении при повышении цены (рис 1. а).