Анализ перекрестного влияния
Многие технические достижения могут применяться в различных отраслях экономики (например, лазеры или микропроцессоры). Следовательно, эти технологии оказывают влияние на целый
ряд хозяйственных сфер и в то же время сами подвергаются воздействию других технологий.
Такие перекрестные влияния могут быть учтены в специальной таблице (табл. 26).
В таблицу заносятся основные явления в сфере технологии, напрямую касающиеся деятельности фирмы. Затем дается первоначальный прогноз их будущего состояния (без учета перекрестного влияния). Далее выявляется перекрестное влияние одних событий на другие. И наконец, составляется окончательный прогноз, учитывающий возможность перекрестного влияния.
Характер воздействия одного явления в технологии на другое может быть определен как позитивный, нейтральный, негативный. Интенсивность воздействия оценивается по 10-балльной шкале.
Так, открытие возможности записи звуков при помощи лазера существенно повлияло на индустрию виниловых дисков. Характер воздействия можно определить как отрицательный, интенсивность воздействия - не менее 7 баллов.
|
|
Таблица 26
Формат для анализа перекрестного влияния
Явления в технологии | Перспективный прогноз | Явления, подвергающиеся влиянию | Пересмотренный прогноз | |||||||
время | Вер-ть | ...п | время | вероятность | ||||||
* | ||||||||||
* | ||||||||||
* | ||||||||||
* | ||||||||||
* | ||||||||||
...п | * |
* - невозможность перекрестного влияния.
Метод анализа перекрестного влияния повышает основательность и точность прогнозов, может применяться в сочетании с методом Дельфи.
Социально-политическое прогнозирование - самая молодая отрасль предсказания будущего в рамках внутрифирменного планирования.
В западной экономике возникновение социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в этой сфере жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени, оказывающих влияние на деятельность фирмы, называют:
социальные - консьюмеризм (движение в защиту прав потребителей);
факторы - экологизм (движение в защиту окружающей среды);
- рабочие движения.
политические - законодательство о труде;
факторы: - взаимоотношения правительства и бизнеса.
Для российских экономических организаций социально-политический компонент имеет в настоящее время не меньшее, а, скорее, даже более важное значение.
|
|
В период централизованно управляемой экономики российские предприятия жили в условиях достаточно стабильной социально-политической среды. Для советской экономики были характерны такие явления, как:
• диктат производителя над потребителем;
• отсутствие независимых экологических движений;
• формальный характер защиты прав работников профсоюзами;
• отрицание особых целей деятельности предприятия по сравнению с целями общего народнохозяйственного комплекса и, следовательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными органами управления.
Конечно, реальные противоречия между интересами предприятий и интересами экономического центра существовали, однако они были подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не учитывались в формальном планировании предприятия.
пошляка государства по отношению к предприятиям К Т°МУ *,йч0вый, неизменный характер.
Современная социально-политическая среда российского предпринимательства крайне изменчива и нуждается в постоянной, предпринимательской работе по ее предсказанию, даже если полученные прогнозы не отличают высокой степенью точности.
Методы социально-политического прогнозирования в большей степени заимствованы из двух ранее возникших отраслей прогнозирования: экономической и технологической. В социально-политическом пргнозировании используются:
- сценарии;
- метод перекрестного влияния;
- метод Дельфи;
- различные техники маркетинговых исследований в сфере политических и социальных явлений;
- методисторических аналогий (один из самых древних методов прогнозирования) и т.д.
Наряду с ними существуют особые техники, разработанные специально для получения социально-политических прогнозов. Среди них – создание профилей общественных ценностей, применение матрицы «вероятность – воздействие».