Организация и проведение деловых встреч
Деловые встречи представляют собой целенаправленный вид общения с целью выработки решений на основе анализа идей и высказываний их участников. К ним относятся совещание, заседание, деловые беседы и переговоры.
Руководители и специалисты тратят на деловые встречи 20-30 % своего рабочего времени. Однако, как свидетельствует опыт, сегодня деловые встречи не всегда приносят ожидаемый эффект из-за неправильной их организации и технологии проведения (неподготовленность, большое количество участников, необоснованная продолжительность докладов, неудовлетворительное оформление решений и т.п.).
В чем же состоит содержание рациональной организации и проведения деловых встреч. Организация содержит разработку плана встреч, отбор участников, выбор места и времени его проведение. Проведение деловой встречи предусматривает определение стиля ее проведение и продолжительность.
План деловых встреч должен разрабатываться на определенный период (месяц, квартал, год), согласовываться со всеми заинтересованными службами и должностными лицами, утверждаться руководителем и направляться во все подразделы. Уже одна эта операция позволяет упорядочить частоту заседаний, их продолжительность, а также снимает проблему немедленного созыва и неосведомленности участников. Конечно, совещания могут созывать и внезапно, но их количество должно быть очень небольшим. Кроме этого, план должен содержать перечень вопросов, которые необходимо обсудить в процессе самой встречи. При подготовке встречи необходимо внимательно определить качественный и количественный состав ее участников. К участию в совещании, например, должны привлекаться лица, наиболее компетентные в ее теме. Это не обязательно должны быть высокопоставленные руководители. Вместо них могут быть приглашенные специалисты, которые отвечают за определенный участок работы, и этим не унижается авторитет руководителя. Наоборот, современный стиль руководства состоит в том, чтобы руководитель окружал себя квалифицированными специалистами, способными брать на себя ответственность за решение в рамках своей компетенции.
|
|
При подготовке деловой встречи важно за 2-5 дней до ее начала сообщить участникам о повестке дня, темах докладов, распространить список выступающих путем объявления по телефону или другим способом. Это позволяет сэкономить много времени самой встречи.
На приемах посетителей руководитель имеет возможность получать ценную информацию о самих посетителях и о состоянии дел на тех участках, где они работают. Кроме того, прием посетителей по личным вопросам отображает выполнение руководителем социальной роли организации или предприятия, которую он олицетворяет.
|
|
При решении вопросов организации приема посетителей необходимо помнить одно важное правило: время посетителя не менее ценно, чем время работника аппарата управления. Соблюдению этого правила оказывают содействие:
- установление определенных дней и часов приема посетителей по служебным и личным вопросам;
- информирование посетителей.
Прием посетителей по служебных вопросов нужно установить на протяжении всей рабочей недели в определенные часы, например, после обеденного перерыва. Время для приема посетителей по личным вопросам лучше определить в конкретные дни недели, разделив эти обязанности между заместителями. Делать это лучше также во второй половине дня.
В усовершенствовании практики приема посетителей важную роль сыграет их информационное обслуживание. Посетители должны четко знать, к кому они должны обращаться по определенным вопросам.
Менеджмент рекомендует использование следующих правил во время приема посетителей:
- создайте с самого начала встречи условия, которые бы побуждали к продолжительной беседе;
- уточните тему разговора перед его началом;
- задавайте вопросы в такой форме, чтобы они не выводили из равновесия собеседника;
- предоставляйте возможность высказываться всем участникам разговора;
- сформулируйте результаты разговора в присутствия собеседника.