Способ сравнения

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В АХД

СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ

Понятие и состав методики АХД

Понятие метода АХД

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД И МЕТОДИКА АНАЛИЗА

При решении задач анализа используется определённая совокупность приёмов исследования, или метод. Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета.

Метод АХД имеет следующие особенные черты:

1) взаимосвязанность и системность всех сторон деятельности ХД предприятия;

2) установление количественной характеристики причинно-следственных связей;

3) использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность исследуемого.

Таким образом, метод АХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения её эффективности.

Метод АХД предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования. Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

Методика АХД – совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов ХД. Различают общую и частные методики анализа.

Общая методика – система исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов АХД в различных отраслях экономики.

Частные методики конкретизируют общую относительно определённых отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа.

Методика АХД должна содержать следующие пункты:

1) цель и задачи анализа;

2) объекты анализа;

3) система показателей, с помощью которых будет анализироваться каждый объект анализа;

4) указание источников информации для анализа;

5) рекомендации по организации анализа (указание на лица или службы проводящие части анализа);

6) технические средства обработки информации;

7) формы документов, которыми оформляются результаты анализа;

8) пользователи (потребители) результатов анализа;

9) последовательность действий при анализе;

10) рекомендуемая периодичность.

Сравнение – метод познания, в процессе которого изучаемое явление или предмет сопоставляется с уже известным с целью определения общих черт и различий между ними.

В анализе применяются следующие типы сравнений.

1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов для возможности оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.

3. Сравнение с утверждёнными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии и т.д.)

4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники.

5. Сравнение параллельных и динамических рядов. Числа, характеризующие один из показателей, располагают в возрастающем или убывающем порядке и анализируют, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели.

6. Сравнение разных вариантов решения экономических задач.

7. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.

14.4.2. Приведение показателей в сопоставимый вид

Для целей анализа сравнивать результативно можно только качественно однородные величины, поэтому перед сравнением их следует привести в сопоставимый вид.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объёмов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчёта показателей, неодинаковыми календарными периодами. Сравнение несопоставимых показателей может привести к некорректным выводам по результатам анализа.

Сопоставимость показателей достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.

1) При несопоставимости показателей из-за разного уровня стоимостной оценки, их уровень выражают в одних и тех же ценах. Физический объём проданной продукции в отчётном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода.

2) При несопоставимости показателей из-за объёмного фактора, именно объём приводят к единой базе. Пусть затраты отчётного периода определяются по зависимости, а затраты базисного периода по зависимости, где qi – объем производства, bi – затраты на единицу продукции, ai – постоянные затраты. При сравнении общих затрат отчётного и базисного периода сумму переменных затрат базисного периода пересчитывают на объём производства отчётного периода. Тогда общая сумма затрат базисного периода при сравнении будет выражаться зависимостью.

3) Для нейтрализации качественного фактора чаще всего объём полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая её количество. При этом используются понятия темп роста и темп прироста. Темп роста определяется как результат выражения, а темп прироста определяется как результат выражения.

Типовой пример – учет изменения жирности молока (табл.1).

Таблица 1

Нейтрализация влияния качества молока

на объём его производства и себестоимость

Показатель Прошлый (базисный) год Отчётный год Отчетный год к базисному (темп роста), %
Затраты на производство молока, тыс. руб.     132,0
Фактическая жирность молока, % 3,5 3,3 94,3
Базисная жирность, % 3,4 3,4 100,0
Объём производства, ц.: по фактической жирности по базисной жирности   25000х0,035/0,034 = 25735     120,0 113,1
Себестоимость 1 ц. молока, руб.: по фактической жирности по базисной жирности   15000/25000 =600     110,0 116,6

Анализ данных табл.1 свидетельствует, что показатели, рассчитанные с учётом качественного показателя, существенно отличаются от показателей, определённых без учёта данного фактора.

4) Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объём производства продукции пересчитать на структуру базисного периода.

Таблица 2

Объем и структура производства продукции

Вид продукции Цена, тыс.руб. Объём производства, шт. Удельный вес
Базисный год Отчётный год Базисный год Отчётный год
Шубы натуральные       0,5 0,6
Шубы искусственные       0,5 0,4
Итого -        

Пересчитанный объём производства отчётного периода будет следующим:

- по натуральным шубам 9000 * 0,5 = 4500

- по искусственным шубам 9000 * 0,5 = 4500

Тогда валовая продукция для базисного периода и приведенная валовая продукция определяются выражениями:

ВПбаз = 10 000х0,5х30 + 10 000х0,5х6 = 180 000 (тыс.руб.)

ВПприв = 9000х0,5х30 + 9000х0,5х6 = 162 000 (тыс.руб.)

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать без учёта величины производственной базы предприятия такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумму прибыли т.д. Однако, если вместо абсолютных показателей взять относительные, например, объем производства продукции на одного работника или сумму прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне корректны.

14.4.3. Использование относительных величин

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту.

Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.

Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчётного периода, выраженное в процентах.

Относительные величины динамики (для характеристики изменения показателей за какой-то промежуток времени) – определяются путём деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Они называются темпами роста (прироста), могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом – уровень показателя следующего года относится к предыдущему.

Показатель структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем.

14.4.4. Балансовый метод в АХД

Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. В АХД балансовый метод используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьём, топливом, материалами и т.д., а также при анализе полноты их использования. Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой – их фактическое наличие.

В анализе можно встретить модели, построенные на основе товарного баланса.

,

,

где - остаток товаров на начало года;

- поступление товаров;

- продажа товаров;

- другие источники расхода товара;

- остаток товаров на конец года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: