Методика функционально-стоимостного анализа
Функционально-стоимостной анализ возник в конце 40-х годов XX века и первоначально рассматривался как метод поиска резервов сокращения затрат на производство. В настоящее время функционально-стоимостной анализ - это метод поиска более дешевых способов выполнения главных функций объекта путем организаторских, технических, технологических и др. изменений производства при одновременном исключении лишних функций.
Считается, что каждый объект, продукт и т.д. создается и существует, чтобы удовлетворять определенные потребности, то есть выполнять определенные функции. Все функции, которые выполняет объект, можно разделить на основные, вспомогательные (дополнительные) и ненужные (лишние). Поэтому все затраты на создание объекта подразделяются на необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты в результате несовершенства технологических решений. Каждая функция может быть выполнена разными способами путем разных технических и технологических решений и, соответственно, требует разных объемов затрат. Выбирая тот или иной способ осуществления определенной функции, можно заранее определить минимальную сумму затрат на ее создание.
Сущность методики функционально-стоимостного анализа заключается в следующем: он основан на сравнении фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам с нормативными. Положительные отклонения и считаются резервами.
Основными этапами функционально-стоимостного анализа являются следующие:
- общая характеристика объекта исследования; / детализация объекта на функции;
- группировка выделенных функций на главные, вспомогательные и ненужные;
- определение и группировка затрат соответственно выделенным функциям;
- исчисление суммы затрат на изготовление объекта при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений;
- разработка предложений по технологическому и организационному усовершенствованию производства.
В качестве способов и приемов функционально-стоимостного анализа можно рассматривать методы экспертных оценок, психологические методы, методы линейного программирования.
Маржинальный анализ — это метод обоснования управленческих решений в бизнесе, который базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: объемом продаж, себестоимостью и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
В основу методики маржинального анализа положено:
- деление затрат в зависимости от изменения объема продаж на условно-переменные и условно-постоянные;
- использование категории маржинального дохода, который определяется как разность между выручкой от реализации и условно-переменными затратами.
С помощью маржинального анализа можно обосновать выбор вариантов изменения производственной мощности предприятия, ассортимента продукции и услуг, цен на новые товары и услуги, оборудования производственных помещений, технологии производства, определить безубыточный объем продаж и зону финансовой безопасности предприятия.
Основные этапы проведения маржинального анализа:
- Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
- Определение суммы условно-постоянных и условно-переменных издержек на производство и реализацию продукции (услуг).
- Расчет величины исследуемых показателей.
- Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
- Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
- Прогнозирование величины показателей в изменяющейся среде.
В системе маржинального анализа можно использовать алгебраические и графические методы определения и оценки исследуемых показателей.