ГРАДАЦИИ КАЧЕСТВА
В соответствии с ИСО/МЭК-2 градацией качества называются категория, присвоенная продукции объектам, имеющим одинаковое назначение, но различные показатели качества.
Вида градаций:
1. стандартная – при соответствии продукции установленным требованиям по всем показателям.
2. нестандартная – при несоответствии требованиям хотя бы по одному показателю (кроме показателей безопасности)
3. Брак – при несоответствии требованиям по одному млм нескольким показателям с большими отклонениями
Если брак устраним – градация может быть изменена
4. Отходы
– ликвидные – при несоответствии требованиям с очень большими несоответствиями, кроме треб безопасности
- неликвидные – при несоответствии требованиям безопасности.
Стандартная продукция подразделяется на сорта. Причем существует п риродный сортамент, где товары отличаются характерными анатомо-морфологическими признаками (присуще товарам животного и растительного происхождения) и товарный сортамент.
|
|
Природные сорта имеют названия (напр. Яблоки сортов анис, антоновка и т.д.; колбаса – докторская, брауншвейкская и т.д.)
Товарные – обезличены – высший, 1-ый, 2-ой, 3-ий, экстра
Указание сорта или градации называется пересортицей. Она может быть объективной (при хранении, транспортировании независимо от приложения усилий по сохранению сорта) и субъективной (умышленное указание несоответствующего сорта).
Наряду с сортами применяется градации по маркам, моделям, видам в случае, когда товары отличаются по одному или нескольким определяющим показателям.
Подразделяются на 3 группы:
1. факторы, формирующие качество
2. стимулирующие
3. сохраняющие
Качество товаров формируется на стадии их исследования, проектирования и изготовления.
Исследование включает комплекс маркетинговых исследований – изучении спроса, научно-технических достижений, анализе ассортимента аналогичных товаров, анализе сырьевых и технологических возможностей производства.
Проектирование осуществляется на основании проведенных исследований.
На стадии изготовления качество товаров определяется, например:
- качеством используемого сырья и материалов;
- технологичностью и метрологической точностью производства;
- качеством отделочных операций;
- совершенством и налаженностью оборудования и инструментов;
- квалифицированностью и организованностью руководящего персонала
и рабочих
К факторам, стимулирующим качество, относятся:
- условия работы;
- премии за выпуск качественной продукции;
- санкции за выпуск недоброкачественной продукции;
- наличие соцпакета для работников.
К факторам, сохраняющим качество, относятся:
- условия хранения, транспортирования, эксплуатации
- упаковка
- маркировка