Организация выполнения планов (далее — оперативное управление) представляет собой циклически повторяющийся процесс по непосредственному воздействию на объекты управления с целью реализации плановых решений.
Наряду с планированием оперативное управление в КСЗИ является одной из основных функций управленческой деятельности. Оно осуществляется постоянно. Основными функциями оперативного управления в КСЗИ являются: принятие решений; постановка задач; контроля их исполнения.
• Принятие решений при оперативном управлении предполагает выработку соответствующих воздействий, направленных на устранение рассогласованности между реальным и плановым состояниями КСЗИ.
. Постановка задач — это процесс формирования и выдачи (доведения) подчиненным должностным лицам распоряжений, приказов и команд в ходе функционирования СЗИ.
• Сущность контроля заключается в сборе данных, характеризующих состояние объектов управления (информации состояния), и в анализе причин возможного срыва выполнения поставленных задач.
|
|
Следует всегда помнить, что эффективность оперативного управления в целом тесно связана с качеством разработанного плана, в том числе совокупности прогнозируемых воздействий (команд) для его реализации. Воздействия, переданные к исполнению объектом управления, превращают план в действительность. Вместе с тем из-за влияния многочисленных внешних факторов среды переход системы в необходимое состояние может осуществляться с отклонениями от плана. Это приводит к рассогласованию плана с реальным поведением управляемого объекта.
Чтобы осуществлять оперативное управление КСЗИ, надо уметь прежде всего определять степень расхождения действительного поведения объекта управления от планового и при необходимости корректировать плановые управляющие воздействия с целью максимального устранения выявленного рассогласования. Кроме того, под влиянием тех же внешних условий или по каким-либо другим причинам может меняться как траектория поведения объекта управления, так и цель управления. Следовательно, и это важно, надо уметь корректировать план в целом.
Вырабатывать план и управляющие воздействия для его реализации необходимо таким образом, чтобы объект управления имел возможность их выполнения с минимальными затратами ресурсов, т.е. из всех воздействий надо уметь выбирать оптимальные или близкие к оптимальным.
Как для процесса управления в целом, так и для оперативного управления в частности основу деятельности должностных лиц составляют процедуры (работы), направленные на выработку обоснованных решений и соответствующих им управляющих воздействий (команд).
|
|
Исходя из целевого предназначения и условий функционирования объектов управления, можно выделить три основных класса задач оперативного управления КСЗИ:
1) задачи по созданию (построению, развертыванию), эксплуатационному обслуживанию, наращиванию и восстановлению КСЗИ;
2) задачи по защите, безопасности и всестороннему обеспечению КСЗИ;
3) задачи, направленные на организацию информационного обмена в КСЗИ.
Общая типовая схема решения задач оперативного управления в КСЗИ может быть представлена следующим образом:
1) сбор данных о состоянии элементов КСЗИ и условиях их функционирования; данные о состоянии объектов управления поступают, как правило, от подчиненных и взаимодействующих пунктов управления нижнего уровня иерархии;
2) учет (документирование) полученной информации (в том числе техническими средствами);
3) анализ полученной информации: определение соответствия между фактическим и плановым состоянием объекта управления;
4) сбор — при необходимости — дополнительной информации и принятие решений;
5) оформление принятого решения и постановка задач исполнителям для его реализации;
6) контроль выполнения принятого решения.
Прежде всего оперативное управление — это процесс воздействия управляющего органа на объект управления. Чтобы управляющее воздействие могло направлять поведение объекта управления на достижение поставленной цели (приведение в плановое состояние), оно должно удовлетворять трем основным требованиям:
1) своевременность выработки и передачи управляющего воздействия на объект управления;
2) правильность определения характера действия, которое должен выполнить объект управления;
3) однозначность понимания того, какое именно действие объект управления должен выполнить.
Эти требования предъявляются к значениям показателей соответствующих свойств:
• оперативность — способность органов управления своевременно исправлять или направлять действия объектов управления;
• обоснованность — способность органов управления находить нужное (адекватное, правильное) воздействие, выбор которого подтверждается фактами или серьезными доводами;
• категоричность — способность передавать воздействие на управляемый объект в ясной, безусловной, не допускающей иных толкований форме.