Методика оценки эффективности деятельности классного руководителя

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Методика оценки эффективности деятельности классного руководителя

1. Цель и назначение методики

                Целью методики является комплексная оценка эффективности деятельности классного руководителя с учётом мнений всех субъектов образовательных отношений.

  Методика направленна на всестороннее изучение и анализ деятельности классных руководителей с целью принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих качество их профессиональной деятельности с учетом особенностей образовательного процесса.

   Она позволяет не только осуществить внутришкольный контроль, но и углубить, расширить профессиональные возможности классного руководителя, выстроить траекторию его дальнейшего профессионального развития. Её развивающий характер предполагает постоянную обратную связь между классным руководителем и экспертами, содействие в решении выявленных проблем и образовательных дефицитов.

2. Научно-методические основы методики оценки эффективности деятельности классного руководителя

2.1. Теоретическую и нормативную базу методики составили:

¾ Современные теоретические положения по проме оценки эффективности деятельности Б. Авалуевой, О.Н. Антоновой, Д.В. Григорьева, А.В. Золотарёвой, Л.Ф. Медведниковой, Н.Ф. Нечаева, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Степанова, Ю.Н. Слепко, В.Д. Шадрикова.

¾ Новые компетенции классных руководителей, связанные с педагогическим проектированием, эффективными коммуникациями, ориентацией деятельности классного руководителя на личностное развитие обучающихся.

¾ Приоритет воспитательной деятельности в работе классного руководителя.

¾ Требования следующих нормативных документов:

· О разработке программы воспитания. Методические рекомендации Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н. М. 2020. 

· Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях". Методические рекомендации
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях.

· Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 г.

· Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406).

· Примерна программа воспитания. М. ФУРО, 2020.

2.2. Подходы к отбору содержания и разработке структуры методики

Методологическую базу разработки методики оценки эффективности деятельности классного руководителя, исходя из требований нормативных документов и современных тенденций в области оценки эффективности деятельности педагогов, составили следующиеподходы:

1) Системно-деятельностный подход подхода (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) ориентирует на рассмотрение оценки эффективности деятельности классного руководителя как сложной управляемой системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов, подчинённых единой цели, где результат является стимулом к дальнейшему профессиональному развитию. Предусматривает использование системы внутренних и внешних механизмов оценивания эффективности деятельности классного руководителя. Ориентирует на результативность профессиональной деятельности классного руководителя, где результат является стимулом новых стремлений к повышению качества педагогического труда.

2) Акмеологический подход (В.К. Максимова) обеспечивает создание условий для профессионального роста классного руководителя, достижение им высокого уровня качества педагогической деятельности. Критерии и показатели оценки эффективности деятельности являются инструментом для самоанализа и самооценки классным руководителем собственной деятельности по развитию обучающихся, класса, взаимодействию с родителями и учителями-предметниками. Это позволяет «увидеть» проблемы и профессиональные дефициты, осуществлять системный мониторинг профессионально-личного развития, разрабатывать траектории дальнейшего профессионального самосовершенствования классного руководителя. 

3) Комплексный подход предусматривает всестороннюю оценку эффективности деятельности классного руководителя всеми субъектами образовательного процесса на основе универсальных критериев и показателей. Предполагает пять типов оценки: ученическая, родительская, педагогическая, административная и самооценка. 1) Ученическая оценка позволяет определить отношение обучающихся к классному руководителю, степень их удовлетворённости его деятельностью. 2) Родительская оценка осуществляется с позиции соответствия деятельности классного руководителя собственным образовательными запросам и требованиями, что позволяет установить степень их удовлетворённости воспитательным процессом. 3) Административная оценка предполагает взгляд на работу классного руководителя с точки зрения требований и норм, определённых нормативными документами, сроков выполнения. 4) Педагогическая оценка осуществляется с позиции качества выполнения классным руководителем профессиональной деятельности. Пятым элементом оценки является самооценка, выступающая важным инструментом повышения эффективности деятельности.

4) Личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская) обеспечивает развивающий характер методики оценки эффективности деятельности классного руководителя. Оценивание выстраивается на основе партнёрских отношений, диалога, соблюдения этических норм. Предполагает сотрудничество между экспертами и классным руководителем, совместный анализ результатов оценки, помощь в решении проблем и затруднений. Осуществляя самоанализ и самооценку собственной деятельности, классный руководитель выступает субъектом оценки, ответственным за своё дальнейшее профессионально-личностное развитие.

5) Компетентностный подход (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.П. Тряпицына) предполагает отбор ключевых компетенций, необходимых классному руководителю и отвечающих требованиям современных нормативных документов, регламентирующих его деятельность. Предполагает учёт уровня сформированности компетенций при оценке эффективности деятельности. По утверждению В. Д. Шадрикова, «Успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации». 

6) Критериально-уровневый подход (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Н.Б. Авалуева) предусматривает определение уровней и показателей оценки эффективности деятельности классного руководителя. Его ключевыми понятиями являются критерии и показатели оценки. Критерий оценки эффективности характеризуют признак и качество воспитательной деятельности классного руководителя. В свою очередь, показатели являются основаниями, позволяющими судить о проявлении критерия.   Данный подход, наряду с констатирующим оцениванием, предполагает формирующее оценивание, требующее постоянного осуществления обратной связи между экспертами и классным руководителем, обсуждение ситуаций, возникших в ходе наблюдения за его воспитательной деятельностью. Результатом критериальной оценки является определение уровней эффективности деятельности классного руководителя.

7) Интегративный подход (А.П. Беляева, Э.Н. Ильясова и др.) предполагает выстраивание целостной системы взаимосвязанных критериев и показателей, сгруппированных по трём блокам: процессуальному, результативному и личностному, отражающих психологическую структуру эффективности педагогической деятельности (Ю.Н. Слепко). Также позволяет интегрировать в процесс оценки эффективности деятельности классного руководителя инструментарий развития личности, традиционно используемый в образовательных организациях.

Данные подходы предполагают реализацию системы принципов,выступающей нормативной, методологической основой конструируемой методики:

· принцип гуманизма предполагает внимание к личности классного руководителя, максимальной реализации его возможностей.

· принцип открытости связан с информационной открытостью содержания методики, вовлеченности ключевых субъектов образовательного процесса в оценку.

· принцип периодичности предполагает регулярность оценки деятельности классного руководителя.

· принцип оптимальности и объективности ориентирует на подбор критериев, количественных и качественных показателей, индикаторов, методов и средств, обеспечивающих наиболее полное, комплексное изучение эффективности деятельности классного руководителя.

· принцип надежности и достоверности как соответствие методики достижениям современной науки и практики.

· принцип прогностичности ориентирован на тщательный анализ и учет результатов оценки в дальнейшей деятельности классного руководителя, поиск решений по дальнейшей коррекции деятельности.

· принцип системности рассматривается как взаимосвязь содержания ключевых блоков методике оценки деятельности классного руководителя.

· принцип критериальной ясности предполагает четкое определение содержания критериев и показателей оценки, их достаточную конкретность, доступность для измерения, понятность для детей и взрослых.

· принцип формирующей оценки обеспечивает постоянную обратную связь, в которой заинтересованы классный руководитель и эксперты;

· принцип сочетания экспертной оценки и самооценки предполагает участие классного руководителя в оценке собственной деятельности;

· принцип коллегиальности, объединения для оценки всех субъектов образовательного процесса (родителей, представителей педагогического коллектива, обучающихся, администрации), что обеспечивает её объективность. Для из данных представителей формируется экспертные группы.

· принцип ориентации на профессиональное совершенствование классного руководителя.

· принцип соблюдения этических норм во взаимодействии с субъектами образовательного процесса в ходе оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: