Заключение

Данная работа является первым и единственным пока научным трудом о творчестве Полторацкого. Поэтому ее целью было, прежде всего, осветить личность этого выдающегося человека и его творчество. Название работы также обязывает нас, насколько это возможно, определить место и значение творчества композитора в наследии музыкальной отечественной культуры его времени.

Во вступлении мы говорили о процессах, происходивших в советской музыкальной культуре второй половины ХХ века, об открытиях и инновациях, о тенденциях и направлениях композиторского творчества в то время.

Виктор Полторацкий имел прекрасное образование. Можно утверждать, что он был знаком со всеми существовавшими на тот момент современными техниками композиторского письма. В проанализированных нами сочинениях нет особо “модных” техник того времени. Однако мы не вправе заявлять, что композитор не использовал их в других своих произведениях, поскольку нами не освещено все его композиторское творчество (квартеты, вокальные сочинения и др.). Можно сказать, что он увлекался, к примеру, додекафонией, поскольку им был написан аккомпанемент к сольной альтовой додекафонной сонате Кшенека (см. 1.2).

Основная часть работы была написана до того, как было взято интервью у Ларисы Викторовны Полторацкой, вдовы композитора. Из него, конечно, можно почерпнуть много ценных сведений о композиторе. Тем не менее, мы сочли возможным оставить без правки вторую, третью и четвертую главы, в которых автором настоящей работы был произведен анализ двух крупных музыкальных сочинений Виктора Полторацкого: 24 прелюдий и фуг и Концерта для альта с оркестром, и его свободной обработки для альта и фортепиано «Песен об умерших детях» Г. Малера. Здесь изложен авторский, возможно, несколько субъективный взгляд на эти произведения. Во всяком случае, здесь можно встретить независимое мнение автора работы. Естественно, в чем-то может возникнуть противоречие со взглядами Л. В. Полторацкой. Тем более, что автору они (эти взгляды) были на момент, когда он анализировал три названные сочинения, еще неизвестны.

К примеру, возьмем Альтовый концерт Полторацкого. Л.В. Полторацкая считает, что “…там нет Шостаковича[32]”. В то же время, автор работы обращает внимание на такой факт, как использование В. Полторацким темы DSCH в этом сочинении. Здесь при кажущемся противоречии можно предположить, что Л.В.Полторацкая имеет ввиду содержательный аспект произведения, который был реализован в результате знакомства композитора с фильмом «Доктор Живаго» и одноименным романом Пастернака (а отнюдь не с каким-либо произведением Шостаковича). Тем не менее, по мнению автора работы, это не исключает того, что В. Полторацкий мог (и был вправе) использовать в этом своем произведении как технику композиторского письма и формообразующие принципы, традиционные для того времени, так и тему Шостаковича, что так же было тогда традиционно (см.3.3.5). Само же по себе знание, что Виктора Полторацкого на написание своего концерта вдохновил роман «Доктор Живаго», для нас очень ценно. Из сноски-беседы с А. Шнитке, помещенной в разделе Интервью с Л.В. Полторацкой, мы можем заключить, какое большое влияние этот роман имел на умы современников. Это знание может служить для нас своеобразным ключом к пониманию Альтового концерта В. Полторацкого.

Возвращаясь к проанализированным нами авторским сочинениям, скажем, что в них композитор выступает приверженцем традиций таких гениальных предшественников, как Шостакович, Малер и сам И.С. Бах.

Тенденция смешения стилей, появившаяся во второй половине ХХ века, находит свое отражение в созданном Виктором Полторацким фортепианном цикле «Музыка отдыха», который, как уже было сказано прежде, является органичным соединением джаза и классики. Джазовая гармония порой вкрапляется и в музыкальную ткань аккомпанементов В. Полторацкого к альтовым сюитам Регера, что придает им необходимую свежесть и красочность.

Созданные В. Полторацким обработки песен Малера являются не просто транскрипцией, но самостоятельным камерно-инструментальным сочинением, “перевоплощением” музыки Малера. Количество созданных им (Полторацким) обработок говорит о том, что у него в этом отношении было музыкальное дарование. Музыка, как независимая субстанция, могла в его руках перевоплощаться из оркестровой или вокальной в камерно-инструментальную, из сольной (камерной) в оркестровую и т.д.

 

На пути всеобщей массовой индустриализации, а вместе с ней и обывательщины, по которому несется, можно сказать, сломя голову, наше современное российское (да и мировое) общество, мы иногда можем встретиться с чудом…Точнее сказать, оно всегда присутствует с нами рядом, только мы его “на бегу” не замечаем. Но это вовсе не означает, что его нет.

Автору настоящей работы посчастливилось остановиться, как казалось, ненадолго, но этот миг продлился и несколько затянулся, надо сказать, весьма приятно…

Изучая жизнь и творчество Виктора Полторацкого, невольно удивляешься тому, как этот человек любил жизнь и ценил этот миг. Да, этот самый миг по нашим человеческим меркам был “cтрашно кратким”, как выразился В. Спиваков на юбилейном концерте «Виртуозов»; но насколько он был наполнен творчеством – 24 года композиции…при чем музыка ДЛЯ друзей. И музыка Прекрасная! Может быть, стоило бы на такую щедрость композитора отплатить несколько большей благодарностью, а не тем забвением, которое, к сожалению, наблюдается сейчас…

 

Прошло уже более 25 лет со дня кончины этого замечательного композитора, а в сети интернет, к примеру, мы сейчас можем наткнуться на подобные реплики:

«Это великолепно! Ничего больше из Полторацкого яне слышал, но по Сувениру понятно, что это был потрясающий Музыкант. Господа, пожалуйста, выложите еще записи. Помимо огромного удовольствия слушать полагаю, популяризация послужит лучшей данью памяти этому человеку» (вот ссылка, где это можно прочитать: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=45848).

Очень грустно читать такие заявления по истечении такого срока, как 25 лет. За это время можно было бы провести фестиваль (и не один) из 33 опусов и массы обработок Полторацкого…Ведь “…популяризация послужит лучшей данью памяти этому человеку. ”

 Лишь исполняя музыку Виктора Полторацкого, можно по-настоящему убедиться, что это был человек, “самой судьбою созданный музыкантом”, с очень богатым внутренним миром. Его музыка убеждает в этом.

Тем приятнее видеть возрастающий интерес творческой молодежи к музыкальным сочинениям этого композитора. Хочется надеяться, что эта работа будет способна поддержать и развить этот интерес к творческому наследию Виктора Полторацкого как среди музыкантов-исполнителей, так и среди музыковедов.     

 

 

Приложения.

Список сочинений и обработок Виктора Полторацкого, по жанрам:

1) Произведения с симфоническим оркестром

1966 г. Симфониетта для небольшого симфонического оркестра в 4-х частях, ор.13

1966 г. Концерт для скрипки с оркестром, в 4-х частях, ор.15

1970 г. Концерт для альта с оркестром в 3-х частях, ор. 19

1975 г. Концерт для валторны с оркестром, ор.27 (клавир, не оркестровано)

1980 г. Концерт для тромбона с оркестром, ор. 31

                    

2) Камерно-инструментальные произведения

для фортепиано:

1961 г. 24 прелюдии, ор. 1

1964 г. 4 этюда, ор.9

1965 г. Сонатина в 4-х частях, ор. 10

1966 г. 12 пьес для детей, ор. 14

1967 г. 12 прелюдий и фуг в диезных тональностях ор. 16

1968 г. 12 прелюдий и фуг в бемольных тональностях ор. 17

1974 г. 6 пьес для детей, ор. 26

1977 г. «Музыка отдыха». 12 салонных пьес, первая нотная тетрадь, ор.29

1977 г. «Музыка отдыха». 12 салонных пьес, вторая нотная тетрадь, ор. 30

                             

для скрипки и фортепиано:

1962 г. Три прелюда, ор.2

1973 г. Соната в 4-х частях, ор.22

                                         

 

для альта и фортепиано:

1965 г. Соната в 3-х частях, ор.12

1980 г. Е. Кшенек (ор.92№3) – В.Полторацкий (ор.32). Соната в 4-х частях

1980 г. М. Регер (ор. 131 - d) – В.Полторацкий (ор.33) Три сюиты:

                                                    № 1 g-moll

                                                    № 2 D-dur

                                                    № 3 e-moll

 

для виолончели и фортепиано:

1962 г. 2 прелюда, ор.3

1972 г. Соната №1 в 4-х частях, ор.20

1973 г. Соната №2 в 4-х частях, ор.23 

 

для органа:

1968 г. 5 прелюдий и фуг, ор.16, bis

1973 г. Соната в 5-ти частях, ор. 24

                                                 

для френч-горна соло:

1976 г. Соло-соната-Триптих, ор.28

                                          

3) Камерные ансамбли:

1963 г. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели в 3-х частях, ор.4

1964 г. Квинтет для фортепиано и струнного квартета в 4-х частях, ор.8

1965 г. 4 дуэта для альта и виолончели ор.11

1968 г. 10 пьес для детского струнного квартета, ор. 14, bis

1968 г. Струнный квартет №1 в 3-х частях, ор.18

1973 г. Трио-соната для скрипки, виолончели и перкуссии в 4-х частях, ор.21

1974 г. Струнный квартет №2 в 4-х частях, ор. 25

 

4) Камерно-вокальные произведения:

1962 г. 5 песен для меццо-сопрано и фортепиано, ор.6:

«Если б я был богатым» (сл. Поженяна)

«Гусак» (сл. Ф.Белкина)

«Баллада о Москве» (сл. Смирновой)

«Отчего» (сл. Смирновой)

«Звездный эдельвейс» (сл. Смирновой)

1962 г. 8 романсов для меццо-сопрано и фортепиано (слова В.Шефнера), ор.7:

«Колыбельная»

«Я мохом серым нарасту на камень»

«Листок»

«Утешение»

«На вырубке»

«Тишина»

«Осень»

«В этом доме я не был 14 лет»

1963 г. 3 русские народные песни для баритона и фортепиано, ор.5:

«Блоха» (шуточная песня)

«Сидел сокол на березе»

«Черный ворон»

 

 

5) Произведения других жанров:

1980 г. Sorybella. Скерцо для альта и струнных (посвящено Ю.Башмету), ор. 30, «bis»№3. Есть также вариант Скерцо с другим составом: альт, контрабас, фортепиано.

1980 г. Серенада для скрипки и альта в сопровождении струнных и клавесина, Ор. 30. “bis” №12

 

6) Авторские произведения для ансамбля «Виртуозы Москвы»:

1980 г. «Сувенир» (В.Спивакову – Rag-time для скрипки и струнных), Ор. 29 bis № 9

1984 г. «In the moon» (В.Спивакову – блюз для скрипки, фортепиано, контрабаса и струнных), Ор. 30 bis №8 

 

7) Обработки для ансамбля «Виртуозы Москвы»:

1980 г. И.Стравинский (соч. 1915 г.) Три пьесы: «Марш», «Вальс», «Полька» (в оригинале – три легкие пьесы в три руки). Свободная обработка для струнных

1981 г. Jerry Bock “If I were a rich man”, аранжировано для скрипки соло и струнных

1982 г. G. Gershwin. “Sweet and low down”. Для струнных.

1982 г. G. Gershwin. “Do Do Do”, для струнных

1982 г. G. Gershwin. “Is wonderful”, для струнных 

1982 г. G. Gershwin. “Do it again”, для струнных

1982 г. G. Gershwin. “Liza”. (To Liza Spivakova)

1982 г. G. Gershwin. Promenade

1982 г. G. Gershwin. “Who cares?”

1982 г. I. Strauss (op. 214). Tritsch-tratsh-Polka, для струнных.

1982 г. I. Strauss (vater) (op. 228). Radetzky-Marsch. Обработка для камерного оркестра

1982 г. Ф. Крейслер. Маленький венский вальс

1982 г. Ф. Крейслер. Синкопы

1982 г. М.Равель – В.Борисовский. «Павана». Инструментовка для альта и струнных

1983 г. Franz Schubert (op. 9 a). Walzer (1816-1819 гг.) –для струнных

1983 г. G. Rossini. Tarantella napoletana (La danca) - для голоса (сопрано), струнных и тамбурина

1983 г. И.С.Бах. Адажио (BWV-). Обработка для флейты (скрипки), струнных и Continuo (Vc e Cb+ Cembalo ad libitum)

1983 г. Б. Барток. Румынский танец № 6, для струнных

1983 г. А. Дворжак. Мелодия

1983 г. J. Padilla. “La Violetera”

1983 г.? Японский композитор “Sakura, Sakura”

1984 г. Ж. Ибер. Маленький белый ослик

1984 г.? “Wien”- для солирующей скрипки и камерного оркестра.

1985 г. И. Брамс. Венгерский танец № 6. Обработка для скрипки, струнных и (ad libitum) духовых

1985 г. Delanoe – Wilsh –Deighan. “Les Champs Elyses”. Для голоса (баритона) и струнных

1985 г. Fp. Tosh. “Malia” для солирующего гобоя и струнных.

1985 г. Дж. Паизиелло. Ариетта из оперы «Прекрасная мельничиха» для голоса (сопрано) и камерного оркестра

1985 г. Р. Щедрин. «Юмореска» для камерного оркестра

A.M. Chorinsky-Hardeg. “Walzermelodien sind ein grus aus Wien”- для скрипки и камерного оркестра.

1985 г.? “Santa lucia” - для камерного оркестра.

198? г. С.Прокофьев (соч. 33) Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» для струнных и ударных

 

8) Другие обработки и каденции, без опуса:

1968 г. И.С.Бах. Трио-соната №1 Es-dur (BWV 525). Обработка для фортепиано.

1970 г. К.Сен-Санс. «Лебедь». Обработка и инструментовка для инструментального трио в составе: скрипка, виолончель, арфа

1970 г. М.Равель. Менуэт из фортепианной сонатины. Обработка для скрипки, виолончели и арфы

1970 г. А.Глазунов. Вальс ор.42 №3. Обработка и инструментовка для скрипки, виолончели и арфы

1971 г. М.К.Огиньский. Полонез «Прощание с родиной». Концертная обработка для фортепиано

1976 г. С.В.Рахманинов, соч. 38. 6 романсов. Свободная обработка для голоса и фортепианного трио

1981 г. Дж. Гершвин. Песня Порги «Богатство бедняка» (из оперы «Порги и Бесс») Свободная обработка для инструментального секстета

1981 г. «Lagi Kitang Naa Alala». Филиппинская народная песня в обработке для скрипки и фортепиано.

1982 г. Каденции к фортепианному концерту Й.Гайдна D-dur

 

1982 г. Обработки для альта вокальных произведений И. Брамса:

Ор. 105 №1. Звучат нежней свирели

Ор. 103. “Из цыганских песен”:

                    №2 «Вышел я на мрачный берег»

                    №3 «Светик мой»

Ор. 49 №3. Тоска по милой (из «Богемских песен»)

Ор. 107 №5. Девичья песня

1982 г. Г.Малер. Песни странствующего подмастерья. Свободная обработка для виолончели и фортепиано.

1982 г. Г.Малер. Песни об умерших детях. Обработка для альта и фортепиано

1982 г. Д.Шостакович (соч. 34). 24 прелюдии. Свободная обработка для струнных

1983 г. П.Десмонд. «Дай пять». Обработка для скрипки и фортепиано

Приложение к третьей главе.

 1) Список Концертов, созданных советскими композиторами в период

 с 1968 – 1975гг. (по Раабену):

 

Концерты для фортепиано с оркестром:

1971 год – Б. Чайковский, Д. Финко, В. Цытович

1972 год – А. Эшпай, М. Минков, Г. Окунев, Т. Хренников (второй фортепианный), А. Рыбников (Концерт для фортепиано соло без оркестра)

1974 год – Р. Щедрин (третий фортепианный), Э. Денисов

 

Концерты для арфы с оркестром:

1970 – Л. Вишкарев (первый арфовый)

1972 – Л. Вишкарев (второй арфовый)

 

Концерты для скрипки с оркестром:

1968 – В. Артемов

1969 – Б. Чайковский, В. Суслин

1971 – Ю. Буцко (Симфония-Концерт), Ю. Фалик

1972 – Г. Корчмар

1973 – Б. Арапов (второй скрипичный), Р. Леденев, В. Салманов (второй скрипичный)

 

 

Концерты для альта с оркестром:

1970 – В. Полторацкий[33]

1971 – Д. Финко

 

Концерты для виолончели с оркестром:

1968 – Ю. Буцко (Симфония-Концерт), О. Хромушин

1970 – Г. Банщиков (пятый виолончельный)

1971 – Г. Корчмар

1972 – Э. Денисов, В. Салманов («Монолог» для виолончели с камерным оркестром)

1974 – А. Чайковский

 

Концерты для контрабаса с оркестром:

1968 – И. Жванецкая

 

Двойные Концерты с оркестром:

1970 – М. Геллер – Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром,

А. Шнитке – Концерт для гобоя, арфы и струнного оркестра

1973 – Д. Финко – Концерт для скрипки и альта с оркестром

 

Концерты для духовых инструментов с оркестром:

1968 – Н. Осетрова-Яковлева – Концерт для тромбона

1970 – Р. Гринблат – Концерт для флейты

1972 – Б. Тищенко – Концерт для флейты и камерного оркестра

1974 – К. Волков – Концерт для квинтета духовых инструментов

1975 – С. Губайдуллина – Концерт для фагота и ансамбля струнных,

Э. Денисов – Концерт для флейты, В. Полторацкий – Концерт для валторны с оркестром (клавир, не оркестровано)

Концерты для смешанных составов:

1968 – Н. Сидельников – Концерт для 12 инструменталистов «Русские

сказки»

1973 – Н. Сидельников – Концерт-Симфония для виолончели, контрабаса, 2-х фортепиано и ударных;

С. Слонимский – Концерт для 2-х электрогитар, джаз-группы и симфонического оркестра

 

Концерты для оркестра:

1970 – А. Эшпай

1971 – А. Боярский – Первый концерт

1973 – А. Боярский – Второй концерт

Концерты для народных инструментов:

1972 – К. Волков – Концерт для баяна с оркестром

 

 

2) Нотные примеры Концерта для альта с оркестром В. Полторацкого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к четвертой главе.

1) Нотные примеры  свободной обработки «Песен об умерших детях» для альта и фортепиано

[34]

 2) Полный подстрочный перевод «Песен об умерших детях»

Г. Малера [35].

                                                                                       Фридрих Рюккерт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: