26. Настоящим Законом устанавливается статус СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, как:
26.1. - ответственных за сохранность пещер и рациональное пользование пещерами. Государство предоставляет для исполнения этой ответственности свободу доступа в пещеры и необходимые ресурсы;
26.2. - имеющих исключительное право на действия в пещерах, связанные с разведыванием новых поземных пространств, в том числе:
а) с преодолением препятствий в пещерных ходах;
б) с документальным отображением пещерной морфологии;
26.3 - обязательной обеспечивающей стороны для проведения научных, геологических и инженерных исследований в пещерах;
26.4. - обязательного эксперта всех проектов рекреационного, образовательного и хозяйственного использования пещер.
27. Спелеологические организации отвечают по всей совокупности российских Законов за жизнь и здоровье своих членов и участников при их деятельности в пещерах, а также за жизнь и здоровье сотрудников привлеченных и обслуживаемых организаций.
|
|
28. Спелеологические организации создают и поддерживают в рабочем состоянии единую федеральную систему безопасности деятельности в пещерах – службу спелеологической безопасности. Служба спелеологической безопасности согласует с МЧС свою деятельность – структуру, основные документы и каналы связи.
29. Спелеологические организации своими силами выполняют подготовку кадров и их сертификацию по единым федеральным методикам и квалификационным требованиям, обеспечивают допуск к спелеологическим мероприятиям участников, соответственно сложности объектов.
30. Распределение районов работ и объектов остаётся в ведении спелеологических организаций.
31. Формирование организационно-методической и материальной базы для поиска и разведывания пещер остаётся в ведении спелеологических организаций.
32. Государство, в лице Геологического фонда, обеспечивает приём и хранение от спелеологических организаций результатов поиска и разведывания пещер, а также охрану авторских прав на них соответствующих спелеологических организаций и лиц, с ними связанных.
33. Целевые исследования в пещерах (научное изучение, инженерные изыскания) проводятся заинтересованными организациями в обязательной кооперации со спелеологическими организациями. Хозяйственно-экономический формат кооперации остаётся в ведении её сторон. Спелеологическая организация несёт ответственность за безопасность в активной фазе работ и соблюдение норм охраны пещерной среды.
34. Федеральными органами исполнительной власти и органами власти Субъектов РФ не выдаются лицензии на разработку полезных ископаемых в массивах горных пород, вмещающих пещеры. Конкретная геометрия массива горных пород, вмещающих пещеру, определяется с учетом формирующих её геологических структур напластования, тектоники и иных нарушений целостности горных пород, а также питающих и разгружающих пещеру водотоков.
|
|
35. Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Субъектов РФ выдаются лицензии на пользование пещерой в части «строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, или (и) образования особо охраняемых геологических объектов» после экспертизы обязательного проекта всеми нижеперечисленными организациями:
35.1 - природоохранным ведомством государства, располагающим компетенциями в области: геологии карста и гидрогеологии, биологии в части пещерной биоты;
35.2 - профильными Институтами Академии Наук РФ, располагающими компетенциями в областях археологии и палеонтологии;
35.3 - спелеологическими организациями, за которыми органами федеральной или региональной власти закреплена надзорная роль за данной пещерой или территорией, на которой выявлены пещеры.
36. При проектировании, подготовке и эксплуатации пещеры или её части должны быть исключены воздействия на:
36.1 - натечные и кристаллические минеральные отложения, минеральные отложения в водной и воздушной среде в виде пещерного жемчуга, кораллитов и им подобным независимо от их эстетического состояния;
36.2. - нестабильные аморфные отложения глин (алюмосиликатов), карбонатов и сульфатов;
36.3. - русла водотоков, вместилища водоёмов;
36.4. - на биоту, включая световое, тепловое, шумовое и прочие дестабилизирующие воздействия;
36.5. - на пещерные формы, сложенные из вмещающих пещеру горных пород, если таковые являются образующими пещеру в конструктивном свойстве;
36.6. - проявление редких минеральных метаморфов – мраморного оникса, исландского шпата и прочих;
36.7. - всех пещерных отложений, в отношении которых не исключена научная ценность.
37. При проектировании, подготовке и эксплуатации пещеры или её части должны быть обязательно предусмотрены меры активной безопасности - сооружения, конструкции:
37.1. - против обрушения нестабильных сводов, стен, блоков горной породы, осыпей и оползней;
37.2. - против прорыва водных потоков угрожающего дебита;
37.3. - против скопления газов, опасных для человека.
38. Обязательными мерами в обеспечение п.п. (36.1. – 36.7.) являются:
38.1. - исключение неупорядоченного доступа в пещеры, расположение которых известно неопределённому кругу лиц, через сооружение специальных конструкций или строений;
38.2. - ограждение пещерных объектов, перечисленных в п.п. (36.1. – 36.7.), барьерами и (или) предупредительными надписями;
38.3. - ограничение доступа к информации о входах в пещеры, известных исключительно определённому кругу лиц, принадлежащих к спелеологическим организациям, научным учреждениям и государственным органам;
38.4. - организация физической охраны или систематических наблюдений.
39. Расходы на проектирование, сооружение и эксплуатацию конструкций и строений, предназначенных для регулирования доступа в пещеры и соответствие требований п.п. (36.1. – 36.7. и 37.1 – 37.3.), не включенные в состав используемых организациями и физическими лицами, относятся на федеральный или региональный бюджет, соответственно статусу недр, эти пещеры вмещающих.
40. Порядок доступа в эти пещеры находится в ведении контролирующей спелеологической организации;
41. Доступ в пещеры, используемые организациями и физическими лицами и оборудованные ими на соответствие п.п. (36.1. – 36.7. и 37.1 – 37.3.) из собственных ресурсов, находятся в ведении этих пользователей с безусловным доступом контролирующих спелеологических организаций.