Классификация толп
Толпа.
СТИХИЙНО СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ ГРУППЫ
К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, общественность. Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д.
Толпа — это относительно кратковременное скопление (объединение) большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт. Индивиды объединяются общим внешним стимулом и эмоциональным настроем. Социальная структура толпы обычно проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более сложной.
Толпа — это не простая агрегация, поскольку в ней складываются (пусть примитивные) формы социального взаимодействия, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. К взаимообмену, естественно, неявному, ведет простое осознание присутствия вокруг других людей, основанное на лицевой мимике, жестах, позах и т.д.
Объединение людей в толпе происходит благодаря психической связи, состоящей из сходных эмоций и импульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции.
По характеру и поведению толпы очень различаются, при этом толпа одного типа при определенных условиях может быстро трансформироваться в толпу другого типа.
Это толпа, спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности, направляемая страхом и чувством самосохранения (например, пожар в кинотеатре). Паника не возникает только в том случае, когда есть достаточно надежные выходы из создавшейся кризисной ситуации или выхода нет вообще. Возникновению паники, как отмечает Р.Тернер, сначала предшествует «короткая стадия неподвижности», люди, попавшие в незнакомую кризисную ситуацию, не в состоянии ее понять и оценить, поэтому они начинают действовать «гротескно несоответствующим ей образом». Затем наступает период поиска выхода и лихорадочной «активности ради активности».
Паника является особой ситуацией, где происходит усиление воздействия через заражение. На эффект заразительности указывал уже Н.К.Михайловский.
Михайловский о толпе («Еще о толпе» (1893)
«Когда в театре раздается зловещий крик «Пожар!», то происходит паника, часто далеко не соответствующая степени опасности. Это зависит от того, что внезапность крика, как и всякая внезапность, на некоторое время ошеломляет людей, ослабляет деятельность сознания, вследствие чего опять-таки запираются все окна и двери и открытой остается одна форточка, в которую страшными глазами смотрит представление опасности. Но эффект еще усиливается тем обстоятельством, что каждый видит вокруг себя испуганные лица и жесты отчаяния. Здесь происходит как бы взаимная гипнотизация...»
Очень трудно проводить исследование паники, это связано с тем, что ее нельзя непосредственно наблюдать. Результаты включенного наблюдения за паникой всегда будут искаженными, так как наблюдатель, хотел бы он этого или нет, будет подвержен воздействию со стороны наблюдаемых. Все исследования базируются на описаниях, сделанных после пика паники. На основе имеющихся описаний ученые выделили основные циклы, характерные для всего процесса паники в целом. Знание этих циклов, а также понимание психологического механизма паники, в частности, заражения, как бессознательного принятия определенных образцов поведения очень важно для прекращения паники. Это возможно, если в ситуации паники находится также человек, способный внести элемент рациональности в ситуацию паники, захватить руководство в этой ситуации, Т.е. предложить образец поведения, который способствовал бы восстановлению нормального эмоционального состояния толпы. Надежной гарантией против всякой стихийности в массовом поведении является своевременное донесение до людей достоверной информации о разного рода событиях посредством официальных каналов коммуникации.
В этих наблюдениях важно отметить следующее: