Избирательная система Российской Федерации
Избирательная система – обязательный элемент и показатель подлинности любой демократии. Через выборы в процессе избирательной кампании формируются государственные органы и органы местного самоуправления, а также избираются установленные законом должностные лица.
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. Часть правоведов вводит третью, смешанную систему, в которой используются элементы двух первых систем.
Мажоритарная система имеет три разновидности подсчета голосов: относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.
Понятие «избирательное право» используется в двух смыслах: во-первых, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу выборов; во-вторых, как субъективное право граждан избирать и быть избранными. Субъективное избирательное право может быть активным и может быть пассивным. По российскому законодательству введены определенные ограничения: для активного избирательного права - граждане не моложе 18 лет, для пассивного избирательного права - депутаты всех уровней не моложе 21 года, главы исполнительной власти субъектов РФ - не моложе 30 лет и Президент РФ - не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не меньше 10 лет (ст. 81 ч. 2 Конституции РФ). Конституцией РФ (ст. 32 ч. 3) установлено еще одно ограничение: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судами недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
|
|
Российская избирательная система и избирательное право базируются на принципах всеобщего, равного, прямого избирательного права, тайного голосования, свободных и добровольных выборов.
Под избирательным процессом понимается совокупность упорядоченных избирательных действий, урегулированных конституционно-правовыми нормами. Избирательный процесс состоит из упорядоченной совокупности стадий:
а) назначение выборов;
б) учёт избирателей и составление их списков;
в) образование избирательных округов, избирательныхучастков;
г) образование избирательных комиссий ( Центральная избирательная комиссии РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии);
д) выдвижение кандидатов и их регистрация;
е) предвыборная агитация;
ж) финансирование выборов;
з) голосование, порядок подсчета голосов, установление результатов выборов и их опубликование.
|
|
Правовой статус - совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права. Основу конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством. Основы правового статуса личности определяют положение человека и гражданина в обществе и государстве, принципы взаимоотношений государства и личности. Они включают:
а) правоположения, связанные с гражданством;
б) принцип равноправия (ст. 19 Конституции РФ);
в) принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина (ст. 45, 46, 48, 49, 51 - 53 Конституции РФ);
г) принцип неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимость их ограничения;
д) принцип опоры на международно-правовые нормы (ст. 15 Конституции РФ);
е) права и свободы человека и гражданина - высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ);
ж) конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 15, 18 Конституции РФ);
з) единство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Правовой статус физических лиц, находящихся на территории России различен, поэтому выделяют: 1) граждан РФ; 2) иностранных граждан; 3) апатридов; 4) беженцев; 5) вынужденных переселенцев; 6) бипатридов, лиц имеющих двойное гражданство.
Под гражданством в науке конституционного права принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ. Гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства. Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, а до их получения – свидетельством о рождении.
Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» выделяет следующие оснований для приобретения гражданства РФ:
1. По рождению (филиация) («право крови», «право почвы») [33];
2. В порядке его регистрации путём подачи заявления в отдел внутренних дел;
3. В результате приема в гражданство (натурализация);
4. В результате восстановления гражданства РФ (реинтеграция) [34];
5. Путем выбора гражданства (оптации) при изменении территории России;
6. По иным основаниям (усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребёнка, предоставление почётного гражданства и др.). На основании международных договоров РФ возможны трансферт (автоматическая утрата населением, проживающим на этой территории, прежнего гражданства и приобретение гражданства государства, к которому эта территория отходит) и оптация (право лица посредством определённого действия (бездействия) отказаться от нового гражданства государства и сохранить прежнее).
Основания для прекращения гражданства РФ [35]:
1) вследствие выхода из гражданства (экспатриация [36]). Выход не допускается, если лицо:
а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом, например, по налогам и сборам, по несению военной службы (ст. 57 и 59 Конституции);
б) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда);
2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (лишение гражданства [37]);
3) путем выбора гражданства (оптации);
4) автоматическоепрекращение гражданства (утрата гражданства [38]);
5) по иным основаниям.
Вопросами гражданства РФ занимаются: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел и его органы; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические и консульские учреждения РФ.
|
|