Таможенный брокер

Виды деятельности в области таможенного дела, для осуществления которых требуются включение в реестр лиц, осуществляющих эту деятельность. Порядок включения и приостановление деятельности.

Глава 6. Отдель­ные виды деятельности в области таможенного дела, включаемые в Реестры лиц, осуществляющих эту деятельность.

Таможенное оформление и контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр Федеральной таможенной службы.

Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных товаров путем подачи по желанию декларанта либо отдельной грузовой таможенной декларации (ГТД) либо отдельного дополнительного листа к основной ГТД.

В случае, если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.

Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом таможенного органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлен рапорт.

Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.

В ГТД либо на дополнительном листе к основной ГТД на товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска товаров, проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.

Выпуск остальных товаров, в случае их декларирования в одной ГТД, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных.

Уведомления о приостановлении выпуска товаров вручаются декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после дня принятия решения о приостановлении выпуска товаров.

Если до истечения срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если: правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров; объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.

После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска (завершения таможенного оформления) таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.


Учет объектов интеллектуальной собственности.

Подразделения таможен и регионального таможенного управления (РТУ), в компетенцию которых входят вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, формируют досье на объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, сгруппированное по правообладателям. В досье отражаются обобщенные по региону деятельности все имевшие в течение срока, на который объекты интеллектуальной собственности включены в Реестр, место факты, связанные с перемещением товаров, содержащих данные объекты интеллектуальной собственности (в том числе обладающих признаками контрафактных). Информацию, содержащуюся в досье, РТУ не позднее чем за два месяца до окончания срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр, направляют в Федеральную таможенную службу.


После вступления в силу ТК РФ 1993 года на­чало осуществляться лицензирование таможенной деятельности. Был определен перечень лицензируемых видов деятельности в та­моженном деле это:

§ учреждение таможенного склада;

§ учреждение магазина беспошлинной тор­говли;

§ учреждение свободного склада;

§ учреждение склада временного хранения;

§ осуществление деятельности в качестве тамо­женного брокера;

§ осуществление деятельности в качестве тамо­женного перевозчика.

Старый Таможенный кодекс не содержал единого по­рядка выдачи лицензий и относил его разработку для каждого конкретного вида деятельности либо на Правительство России, либо на ГТК России.

Новый таможенный кодекс упразднил процедуру лицензирования отдельных видов деятельности в области таможенного дела и четко определил ряд государственных реестров по конкретным видам деятельности в области таможенного дела[93], это:

§ таможенные перевозчики,

§ владельцы складов временного хранения,

§ владельцы таможенных складов

§ таможенные брокеры (представители).

Общие правила и положения по ведению реестров, включения в них юридических лиц, и исключения из него подробно прописаны в третьей главе нового таможенного кодекса.

Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, ведутся таможенными органами. Порядок ведения реестров определяет ГТК РФ он же обеспечивает регулярное, не реже одного раза в три месяца, опубликование в своих официальных изданиях реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела[94].

Включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляется на условиях, установленных ТК РФ. За включение в указанные реестры плата не взимается.

Для включения в один из реестров юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим необходимые сведения и представляет документы в виде оригиналов или копий, заверенных в установленном порядке, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении. По окончании рассмотрения заявления таможенный орган обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов.

Таможенный орган рассматривает заявление в срок, не превышающий 15 дней со дня его получения, и принимает решение о включении заявителя в соответствующий реестр, о чем незамедлительно сообщается заявителю. Решение о включении заявителя в соответствующий реестр оформляется выдачей заявителю свидетельства о включении в такой реестр. При несоблюдения условий включения в соответствующий реестр Таможенный орган принимает решение об отказе о включении в соответствующий реестр. Решение об отказе доводится до заявителя в письменной форме незамедлительно после его принятия[95].

Свидетельство о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела выдается по утвержденной форме, Выданное Свидетельство не подлежит передаче другому лицу. Свидетельство может быть отозвано таможенным органом только в случаях, предусмотренных статьями 98, 113, 145 и 231 ТК РФ.

Решение об отзыве свидетельства доводится таможенным органом до сведения юридического лица в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения. Решение об отзыве свидетельства вступает в силу по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения. Отзыв свидетельства влечет исключение юридического лица, из соответствующего реестра.

Новое заявление о включении в соответствующий реестр после отзыва свидетельства может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для такого отзыва, а в случае отзыва свидетельства по причине неоднократного привлечения юридического лица к административной ответственности - по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию[96].

22 статья таможенного кодекса определяет порядок и причины исключения юридического лица из реестров, это:

§ по желанию самого юридического лица

§ по истечении срока действия свидетельства,

§ при принятии решения об отзыве свидетельства

§ при ликвидации юридического лица

§ при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования

Исключение юридического лица из реестров не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра.

Таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным Кодексом[97].

Деятельность и правовой статус таможенного брокера регламентируются в первую очередь гл. 15 ТК РФ

Таможенным брокером (представителем) может быть только российское юридическое лицо. Обязательным условием является - включение его в Реестр таможенных брокеров. Так же как и норма ТК РФ 1993г., ТК РФ 2004г. говорит, что Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).

Таможенный брокер совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством.

Сфера деятельности совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД, либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершения отдельных таможенных операций - определяется самим Таможенным брокером и им же ограничивается по его усмотрению.

Отношения таможенного брокера с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе[98]. Новый таможенный кодекс четко определяет условия включения юридических лиц в Реестр таможенных брокеров это:

1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 НТК;

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

Процедурный порядок включения в Реестр таможенных брокеров определяют ст.ст. 141 и 142 ТК РФ.

Включение в Реестр таможенных брокеров производится на основании письменного заявления заинтересованного лица, отвечающего установленным требованиям. По завершению процедуры подачи заявления и всех необходимых документов претенденту выдается Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей). Срок действия Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) не ограничен.

При совершении таможенных операций на таможенного брокера (представитель) распространяется право обладать теми же правами, что и лицо, которое его уполномочило представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Таможенный брокер (представитель) вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с законодательством требуется представление обеспечения их уплаты.

Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимых для таможенного оформления, и получать их в сроки, обеспечивающие соблюдение таможенного законодательства.

При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе предоставлять скидки, устанавливать в качестве условия заключения договора требования обеспечения исполнения обязательств в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

По мимо прав таможенный брокер имеет обязанности и несет полную ответственность за свою профессиональную деятельность как перед таможенными органами так и перед лицом представителем которого он является согласно договору[99].

Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными действующим таможенным законодательством в отношении таможенных операций. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые возлагаются только на перевозчика либо лицо имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации.

Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату и несет такую же ответственность, как декларант.

Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером.

Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях[100].

Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут ограничена договором с представляемым лицом.

При нарушении действующего таможенного законодательства свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть отозвано[101].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: