Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состоянии и свойств (рис. 3.3).
• Психические процессы — это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.
Выделяют три класса психических процессов:
· познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);
· эмоционально-полевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);
· коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).
|
|
• Психические состояния -характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.
Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:
· уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
· уровню интенсивности (активационные);
· уровню психофизиологического ресурса (тонические);
· уровню психического напряжения (тензионные);
· продолжительности состояния (временные);
· знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).
• Психические свойства личности - это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.
Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Психика включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля.
Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.