Таблица 2.1 Структура задач реструктуризации
3) Направление | 4) Содержание |
5) Диагностика | 6) Стратегический анализ (миссия, цели, стратегии) 7) Ситуационный анализ (клиенты, конкуренты, партнеры, рынок) 8) Организационно-управленческий анализ (структура, функции, процессы, методы управления, информационные потоки) 9) Финансовый анализ (движение денежных средств, структура капитала 10) Производственно-хозяйственный анализ (использование производственного потенциала) |
11) Проект реструктуризации | 12) Анализ результатов диагностики 13) Проект изменений 14) Проект развития 15) Расчет затрат 16) График проекта 17) Расчет эффективности 18) Оценка риска |
19) Реализация проекта реструктуризации | 20) Совершенствование структуры и функций управления 21) Изменение стратегий 22) Реинжиниринг бизнеса 23) Логистика 24) Менеджмент качества 25) Информатизация |
26) Развитие методов управления | 27) Снабжение и сбыт 28) Ценовая политика 29) Финансовая отчетность и политика 30) Инвестиционная политика 31) Кадровая политика |
|
|
32) Организационный проект | |
33) - реорганизация структуры и функций управления 34) - реинжиниринг основной деятельности 35) - логистика 36) - менеджмент качества | 37) - кадровая политика 38) - снабженческо-сбытовая и ценовая политика 39) - финансовая политика 40) - инвестиционная политика |
Рисунок 2.1 – Структура задач реструктуризации
Реструктуризация предприятия является длительным процессом, осуществляемым при помощи специалистов самого разного профиля и направленным на повышение эффективности использования собственного внутреннего потенциала организации и адаптации к новым рыночным условиям. Процесс подготовки реструктуризации начинается с момента осознания менеджерами предприятия его необходимого. Выявление необходимости организационных преобразований происходит путем проведения дискуссий, собеседований, анкетирования руководителей высшего, среднего и низшего звеньев, что позволяет оценить общее положение дел на предприятии, выявить проблемы отделов и подразделений.
Экскурс в историю становления и развития агропромышленного комплекса показывает, что попытки реформирования аграрного сектора и связанных с ним отраслей базировались, прежде всего, на финансовых вливаниях в данную отрасль. Формы выражения их были различны: через установление паритета цен и дотаций на сельскохозяйственную продукцию, создание льготного режима налогообложения и кредитования. Однако стоило государству немного ослабить влияние, как отрасль опять поражал «синдром регресса», что ставит под сомнение эффективность и законченность каждой из начатых реформ.
|
|
Необходимо также отметить, что процессы реформирования предприятий АПК в предыдущие годы отличаются от реструктуризации в нынешних условиях развития рыночной экономики. Отличие в том, что процессы реформирования инициированы сверху, государственной властью, а реструктуризация идет снизу – это одно из существенных направлений деятельности любого предприятия АПК.
Произошли изменения внешних условий работы предприятий: появился рынок, конкуренция со всеми их принципами и правилами; разрушилось привычное рыночное пространство; ухудшилась общая экономическая ситуация; появилась инфляция, снизился спрос, платежеспособность, увеличилась социальная напряженность. Предприятия создавались для другой экономической системы. Произошли изменения требований к внутренней сфере деятельности предприятий:
- появилась самостоятельность в принятии решений к вопросам организации хозяйственной деятельности предприятия, включая: планирование, обеспечение материальными ресурсами производственного процесса и сбыта продукции;
- появилась потребность в создании новой организационной и правовой структуры предприятий, новой схемы управления, потребность в новых функциях: маркетинг, контролинг, планирование налогов, усиление ряда действующих функций;
- для сохранения и развития предприятия требуются реальные инвестиции;
- усилилась потребность в совершенствовании мотивации труда и в специалистах высокой квалификации по экономическим, коммерческим и правовым вопросам.
Если это не происходит, то начинается кризис.
Нынешний этап развития АПК Республики Беларусь характеризуется попытками адаптации данной отрасли к изменениям, происходящим в экономической среде государства. Проводимые в последние годы реформы в данной сфере не устранили те тенденции, которые наметились в начале 90-х годов и носят прогрессирующий характер на протяжении десяти последних лет. Общими чертами кризиса для большинства предприятий АПК являются: 1) отсутствие необходимого количества денежных ресурсов для организации нормального процесса хозяйственной деятельности - вследствие большого количества взаимных неплатежей, падения прибыльности, увеличение срока оборачиваемости используемого капитала; 2) снижение ликвидности предприятий АПК, и, как следствие, потеря доверия поставщиков, банков, клиентов - а значит ухудшение условий получения кредитов; 3) сокращение объемов производства, и сбыта, скопление готовой продукции на складах предприятий; 4) снижение реальной заработной платы у работников предприятий АПК, задержка ее выплаты, ухудшение морального климата в трудовых коллективах. Такая ситуация характерна не только для государственных, но и для многих предприятий АПК, преобразованных в акционерные общества и сельскохозяйственные кооперативы, которые, изменив форму собственности, ничего не изменили внутри предприятий для адаптации их к работе в условиях перехода к рынку. Эта ситуация диктует необходимость применения реструктуризации АПК.
Сельскохозяйственным предприятиям предоставлена возможность добровольной реструктуризации форм хозяйствования. Однако основной формой хозяйствования остаются колхозы и совхозы (табл. 2.2).