Налоговая система и налоговое регулирование экономики

Государственный бюджет. Его доходы расходы.

Государственный бюджет называют главным звеном финансов и важнейшим инструментом социально-экономического регулирования. В бюджете концентрируется наибольшая часть валового национального продукта, треть или даже больше национального дохода перераспределяется через государственный бюджет.

Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Основными источниками формирования доходов государственного бюджета являются:

ü Налоговые поступления;

ü Кредиты и займы;

ü Эмиссия денег.

Наибольший удельный вес в структуре доходов принадлежит налоговым поступлениям:

Ø НДФЛ – 13%;

Ø Налог на прибыль;

Ø НДС;

Ø Акцизы;

Ø Налог на имущество.

Вторым источником доходов являются государственный займы. Государственные бумаги – это самый ликвидный вид государственных активов. Владелец такой бумаги практически не несет риска, вкладывая деньги в эти бумаги.

Третий источник государственных доходов – эмиссия денег. Она ведет к тяжелым последствиям в экономике.

Бюджетные расходы идут по следующим направлениям:

ü Национальная оборона;

ü Государственные закупки товаров и услуг;

ü Общественная безопасность;

ü Здравоохранение, наука, образование.

В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают: сбалансированный бюджет (расходы = доходам), несбалансированный бюджет (если доходы больше расходов – профицит бюджета; если доходы меньше расходов – дефицит бюджета).

Основными путями решения проблемы дефицита государственного бюджета являются:

· сокращение расходов бюджета;

· увеличение доходов;

· денежная эмиссия.

· государственный займы – довольно распространенный способ, однако в долговременном плане эта мера не спасает бюджет, а она лишь переводит государственный дефицит в разряд государственного долга.

Государственный долг – это общая накопленная за все годы сумма бюджетных дефицитов.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг – это задолженность государства населению страны.

Внешний долг – это задолженность государства гражданам или организациям других стран.

Налоги, как известно, являются одним из главных признаков всякого государства и существуют они с тех пор, как возникло государство. Любое государство для выполнения своих функций нуждается в государственных средствах, которые оно получает от своих подданных. Поэтому экономисты давно спорят о том, на каких принципах должно быть построено справедливое налогообложение. Для рыночной экономики основные принципы налогообложения сформулировал А.Смит:

1. Подданные государства должны участвовать в его содержании соответственно дохода, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязано уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Наиболее распространенный сейчас принцип налогообложения - в зависимости от получаемого дохода, является наиболее подходящим, как с экономической, так и с гуманитарной точек зрения. Налоговая политика и система налогообложения устанавливается в каждой стране Законодательством, и, поэтому здесь встречаются определенные различия, хотя они не являются весьма существенными для стран с рыночной экономикой.

Налог – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

К элементам налога относятся:

Ø Субъект налога – лицо, которое по Закону обязано платить налог;

Ø Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

Ø Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (оплата труда, прибыль, доходы от имущества, доход с ценных бумаг и т.д.);

Ø Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают:

твердые налоговые ставки;

прогрессивные налоговые ставки;

пропорциональные налоговые ставки;

регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (НДС).

Прогрессивные ставки – предлагают увеличение величины ставки по мере роста дохода.

Регрессивные ставки – предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

По платежеспособности, налоги классифицируют на:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно (НДФЛ, налог на имущество и т.д.).

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары или услуги, которые взимаются через надбавку в цене (НДС, акцизы).

По уровню бюджета, в которые поступают налоговые суммы, выделяют:

Федеральный бюджет;

Региональный бюджет;

Местный бюджет.

Рассматривают 3 основные функции, которые выполняют налоги:

фискальная;

регулирующая;

перераспределительная.

Фискальная функция состоит в том, что налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определенной высоты, налоговые ставки:

ü начинают сдерживать экономическую активность людей;

ü подталкивают к уклонению от уплаты налогов;

ü делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности.

Регулирующая функция – в ней налоги выступают как регулятор экономики. Так, с помощью налогов и льгот государство может:

1. стимулировать инвестиции и экономический рост;

2. поощрять модернизацию и экономический бизнес;

3. стимулировать развитие важных для общества сфер и отстающих регионов;

4. регулировать распределение доходов в обществе, сглаживая социальное неравенство.

Перераспределительная функция – она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: