Р.S.
Сущность является, а явление существенно.
ФИЛОСОФИЯ ДУХА (СИНТЕЗ).
Субъективный духОбъективный дух Антропология право Феноменология мораль Психология нравственность Абсолютный дух Искусство Религия философия |
Основной принцип философии Гегеля – панлогизм («все» и «мысль») - все есть воплощение самопознающего разума.
Основное достижение Гегеля – разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей.
Причину развития Гегель усматривает в противостоянии противоположностей.
В диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трехчленная формула развития и его основные законы:
1- единства и взаимопроникновения противоположностей;
2- перехода количественных изменений в качественные;
3- отрицания отрицания.
И.Кант – ввел в теорию познания воображение, назвав это «коперниканской революцией в философии».
Г.Гегель – диалектический принцип «сущность проявляется, явление – существенно».
Г.Гегель – «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».
Л.Фейербах – считал, что Бог есть проекция родовой человеческой сущности, это отчужденная от самого человека и превращенная в Абсолют человеческая сущность.
Л.Фейербах – поставил в центр своей философии Человека, как природное, абстрактное, биологическое существо, которое надо изучать в единстве его материальной и духовной сущности.
И.Кант – «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния».
Г.Гегель – «философия – это эпоха, схваченная мыслью».
И.Кант – труды в «докритический» период: «Всеобщая естественная история и теория неба»; «Мысли об истинной оценке живых сил».
Г.Гегель - природу понимает как «инобытие идеи».
И.Фихте – исходное понятие его системы «Я».
И.Кант – «автономная воля», показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей.
Л.Фейербах – его труды: «Критика Гегелевской философии», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего».
И.Кант – «человек –это всегда цель и никогда не средство».
Ф.Г. Шеллинг – «природа обладает одушевленностью».
Контрольные вопросы:
1. Какая проблема является центральной для немецкой классической философии?
2. Почему философия Гегеля становится объектом критики Фейербаха? Какая форма знания, с точки зрения Фейербаха, должна сменить традиционную метафизику?
3. Какова роль немецкой классической философии в развитии философии?
Рекомендуемая литература:
1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.
2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.
3.Краткий словарь философов. М., 1994г.
4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.
5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.
6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.
7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.
8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.
9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.
10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.
11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.
12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.
13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.
14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.
15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.
16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.
17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г
18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг
19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г
20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.
21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.
1. Предпосылки возникновения марксизма.
2. Основные идеи и принципы диалектического материализма.
3. Материалистическое понимание истории.
4. Философские школы марксизма.
Учебная цель: рассмотреть исторические условия, социально-экономические причины, теоретические предпосылки возникновения марксизма; дать характеристику понимания материи, движения, пространства, времени как предмета диалектико-материалистического исследования, основных произведений К.Маркса и Ф.Энгельса, а также материалистическое понимание истории и категории общественно-экономической формации.