Лекция 8. Русская философия в контексте российской культуры Х1Х- начала ХХ веков.
1. Социокультурный контекст и идейные предпосылки русской философии.
2. Влияние русской религиозной философии на духовные ориентиры русского человека.
Учебная цель: рассмотрение идеологемы «Москва – третий мир» и ее влияние на российское общественное сознание; философии славянофилов, понятия «вера» - как крайний предел человеческого сознания; понятий воли, любви, соборности и ее влияние на развитие религиозной философии России; идеи славянофил, западничества, их влияние на формирование модели своеобразия русской истории, культуры, национального самосознания; концепции культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, религиозно-философские искания русских философов Н.О.Лосского, С.Л.Франка, Н.Бердяева, Н.Ф.Федорова.
Ключевые слова: национальное самосознание, София, космизм., соборность.
Философия так называемого Серебряного века – это не только русское, но и общемировое культурное явление. Ее специфика – в принципиально иной системе ценностей, которые легли в основу русского религиозного философствования в противовес ценностным ориентациям западной мысли. К основным особенностям русской философии эпохи ее наивысшего расцвета можно отнести:
|
|
1) Критическое отношение к абстрактности классической мысли.
2) Осмысление неклассической философии; европейских стилей философствования; западной культуры с одновременным поиском, выдвижением новых ценностных ориентаций, типовых мыслительных схем, парадигм.
3) Отвержение рационализма и сциентизма западноевропейской философской традиции.
4) Постановка основных вопросов онтологии и гносеологии в рамках доктрины «всеединства»: объективного синтеза космоса, Бога, человека, рационального, интуитивного, материального и духовного.
5) Стремление придать философским системам не только творческий, но и практический смысл.
6) Развитие доктрины «русской идеи» (Соловьев), понимаемой как историческая, этическая, эстетическая, социальная, политическая рефлексия русской мысли, российского национального самосознания.
Влияние и воздействие на русскую философию развитой и специфичной западной философской мысли, её адаптация (а в других случаях и неадаптированное принятие) к условиям России и развитие в такой обстановке собственных оригинальных идей, отражающих душу и характер русского человека – это первая специфическая черта развития русской философии.
Вторая черта говорит об особом источнике, откуда отечественные философы черпали содержание своих учений. Таким источником в России была религия. Из религиозного мировоззрения рождалась философия и в Индии, и в Греции, и в средние века в Европе. Однако на Западе, т.е. именно в Европе, после средневековья философское творчество всё больше становиться атеистическим, по крайней мере, атеизм приходит как форма бунта против косвенности всего устаревшего, он привлекает лучшие умы.
|
|
В России же философия весь XIX век ещё питалась религией. Она была религиозной философией и потому отвергла откровенно логические учения. Ей было свойственно увлечение явлениями откровения, мистики, чуда, веры. Она больше обращалась к жизни, к отдельному, конкретному человеку, чем к отвлечённым, всеобщим и абстрактным началам, которые были предметом интереса западных философов.
Русская религиозная философия отразила специфику религиозности русского народа – православной религиозности. Россия не знала периода реформации, и православие здесь всегда было основной религией, которая не подвергала сомнению и не меняла своих догматов.