Дополнительные особенности рисунков
Стирание и исправление линий - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.
Штриховка рисунка простым карандашом - тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется).
Размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка - острая тревога; импульсивность.
Особо тщательная штриховка - тревожность, неуверенность в себе; ригидность.
Штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части -эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.
Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание.
|
|
Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист - импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение.
Грубое искажение формы и/или пропорций - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние.
У людей мыслительного типа все детали рисунка соединены общим названием (например, свинорыба, слонобегемот, летающий заяц, лесной верблюд); для них характерна способность к адаптации, стремление к оригинальности не подкрепленное творческим началом.
Повторяющиеся слоги или похожие на имена названия животных (названия типа: «оть-оть-оть», или «му-зю-ля») говорят об отсутствии самоконтроля и наличии инфантильности.
Очень длинные названия, иногда на целую строку (например, «эноминосандроверибог») свидетельствуют об усложнённом мышлении, въедливости, педантизме; но усложнённость мышления иногда только в чисто формальных конструкциях.
Наукообразные названия с латинскими окончаниями (например, «запятоус», «кринкулюс») - это черта демонстративных личностей, которые показывают таким названием свои внутренние психические возможности, свою образованность (не особенности поведения или внешности, выделяющие их из числа окружающих, а именно, знаний и образованности).
Бессмысленные звукосочетания («лоагноиииис») – легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигналы опасности, перевес эстетическихз суждений над рациональными.
Названия, в которых прослеживается тенденция к эстетической оценке составляющих его звуков (например, «эолианна»), свидетельствует о том, что человек подходит ко всему с эстетической точки зрения, главный критерий для него «нравится – не нравится».