История делопроизводства в России

Литература

Тема 21. Местное самоуправление в Российской Федерации

Литература

Литература

Литература.

Литература

Литература

Тема 16. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

Литература

Тема 15. Президент Российской Федерации

Литература

Авакьян С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 1997. № 7.

Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

Дмитриев Ю. А., Измайлова Ф. Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право.1996. № 4.

Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И. Л. Багилло. М., 1998.

Козлов А. Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996.

Конституционное право субъектов Российской Федерации. / Отв. ред. Кряжков В. А. М., 2002.

Костенко Н. И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995. № 11.

Кочев В. А. Государственная власть в Российской Федерации. Конституционноправовые основы. Пермь, 2000.

Несмеянова С. Э. Конституционный судебный надзор в Российской Федерации.

Проблемы теории и практики. Екатеринбург, 2004.

Чиркин К. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.


Чеботарев Г. Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1997. № 4.

Щекочихин П. Г. Система государственной власти в Российской Федерации. // Вопросы теории и практики публичной власти. Екатеринбург, 2005.

Югов А. А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999.

Вопросы для самоконтроля 14

1. Раскройте соотношение понятий: «государство», «государственная власть», «форма правления», «государственный аппарат», «механизм государства».

2. Сформулируйте определения государственного органа и органа государственной власти. Есть ли различия между этими понятиями?

3. Сформулируйте определение системы органов государственной власти в

Российской Федерации.

4. Назовите основные принципы системы органов государственной власти

Российской Федерации. В каких статьях Конституции Российской Федерации они закреплены?

5. Назовите основные отличительные черты и свойства органов государственной власти РСФСР и Российской Федерации. На каких принципах строилась система органов государственной власти в РСФСР и на каких принципах она действует в современной России?


1. Конституционный статус Президента Российской Федерации и место президента в системе органов государственной власти.

2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.

3. Полномочия Президента Российской Федерации.

4. Акты Президента Российской Федерации, их значение и юридическая сила.

5. Организация деятельности президента РФ. Администрация Президента, ее роль и структура. Советы, комиссии и другие органы при Президенте РФ.

6. Основания и порядок прекращения Президентом Российской Федерации своих полномочий. Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности.

7. Контроль за деятельностью Президента Российской Федерации.

Президент - (от лат. praesidens (praesidentis) – сидящий впереди, во главе; председательствующий) – глава государства в государствах с республиканской формой правления.

Институт президентства в Российской Федерации учрежден путем проведения референдума РСФСР 17 марта 1991 г. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О Президенте РСФСР», основные положения которого были включены в текст Конституции РСФСР.

Согласно ранее действующей модели, Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР. Президентом мог быть избран не более чем на два срока подряд (срок полномочий – 5 лет) гражданин РСФСР не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

В настоящее время правовой основой регламентации статуса Президента Российской Федерации является глава 4 Конституции РФ 1993 г. (принятия отдельного закона о статусе Президента РФ Конституция не предусматривает).

Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, Президент РФ избирается сроком на 6 лет, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (после перерыва лицо снова может претендовать на избрание). Президентом РФ может быть избран:

· гражданин РФ;

· не моложе 35 лет;

· постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет;

Согласно Конституции РСФСР Президент не мог быть депутатом, занимать должности в государственных, коммерческих и общественных органа и организациях, не имел права на предпринимательскую деятельность. Действующая Конституция этих запретов не содержит.

Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации»[86].

Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Выдвижение кандидата на должность Президента производится:

· политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее - политические партии); избирательными блоками. Выдвижение кандидата на должность Президента производится на съезде (конференции) политической партии или избирательного блока тайным голосованием;

· в порядке самовыдвижения, сущность которого заключается в том, что каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия или избирательный блок – в поддержку выдвижения кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Из этого правила существует исключение. Политическая партия или избирательный блок, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента РФ выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ при условии, что официальное опубликование указанных результатов состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию РФ документов, необходимых для регистрации кандидата.

Кандидаты регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ. Избирательная кампания и голосование осуществляются на основе общих правил, определенных избирательным законодательством Российской Федерации.

Выборы Президента РФ считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки. Победившим объявляется кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в бюллетень для голосования включено более двух кандидатов и ни один из них не избран, ЦИК РФ назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Победившим во втором туре считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, чем его соперник, при условии, что число голосов избирателей, поданных за победителя, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

В случае если выборы не вывили победителя, Совет Федерации назначает повторные выборы. Все избирательные действия, начиная с выдвижения кандидатов на должность Президента РФ, повторяются, но сроки при этом сокращаются на треть.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией РФ о результатах выборов. При этом Президент приносит народу присягу (ст. 82 Конституции). Юридическое значение принесения присяги состоит в следующем:

· вступление в должность Президента Российской Федерации невозможно без принесения присяги;

· Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом РФ.

Следует обратить внимание еще на один аспект, связанный собственно с текстом присяги. Как отмечается в литературе, Конституция РФ не говорит прямо ни об одной обязанности Президента РФ. Поэтому при условии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуясь» можно выделить следующие обязанности Президента РФ:

· обязанность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина;

· обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ;

· обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства;

· обязанность верно служить народу.

Конституция РФ исходит из признания значительной роли Президента в жизни российского государства. В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент является главой государства, а также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента РФ – совокупность его полномочий по решению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ. В юридической литературе можно встретить различные классификации полномочий Президента РФ. Поскольку нет необходимости приводить все имеющиеся, используем классификацию полномочий, предложенную С.А. Авакьяном[87], по мнению которого полномочия Президента РФ можно разделить на следующие группы:

1. В части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц Президент РФ:

· назначает с согласия ГД председателя Правительства РФ;

· по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров;

· принимает решение об отставке Правительства;

· представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;

· представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

· назначает судей других федеральных судов;

· представляет СФ кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в СФ предложение об освобождении его от должности;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

· формирует Администрацию Президента РФ;

· назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ (в субъектах, в ГД, СФ, КС РФ);

· назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

· назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

2. В части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами:

· определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

· обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

· подготавливает и вносит в ГД законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает, что их основой должны быть федеральные законы;

· издает указы и распоряжения;

· может назначать референдумы РФ, которые обычно посвящены наиболее важным вопросам жизни государства;

· назначает выборы в ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

· подписывает и обнародует федеральные законы;

· может наложить вето, т.е. отклонить закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте;

· при осуществлении своих полномочий Президент РФ тесно взаимодействует с правительством;

· имеет право обращаться в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности;

· формирует региональную политику как часть внутренней политики РФ;

· в соответствии со ст. 85 Конституции может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти различных субъектов РФ;

· вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина – до решения вопроса соответствующим судом.

3. В области внешней политики, помимо определения ее основ и решения кадровых вопросов:

· осуществляет руководство внешней политикой РФ, т.е. непосредственным ее проведением;

· ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

· подписывает ратификационные грамоты;

· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

4. В области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильного общественного порядка в стране:

· формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

· является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

· назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

· утверждает военную доктрину РФ;

· объявляет состояние войны, общую и частичную мобилизацию, военное положение на всей территории РФ или в отдельных ее местностях;

· отдает приказ Вооруженным Силам на ведение военных действий;

· вводит в действие нормативные акты военного времени;

· формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени, издает указы о призыве граждан на военную службу;

· при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД (ст. 88 Конституции).

5. В области обеспечения конституционного статуса личности:

· является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции);

· решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

· награждает государственными наградами РФ;

· присваивает почетные звания РФ;

· присваивает высшие воинские и специальные звания;

· осуществляет помилование.

Президент РФ издает два вида актов – указы и распоряжения (ст. 90 Конституции), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы президента являются основным видом правовых актов Президента, с их помощью оформляются решения Президента, носящие нормативный характер. Распоряжения Президента РФ – это организационно-оперативные акты, не носящие нормативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности Президента РФ.

Конституционное законодательство закрепляет гарантии осуществления Президентом РФ своих полномочий:

· Президент РФ, согласно ст. 91 Конституции РФ, обладает неприкосновенностью;

· в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 24 апреля 1996 г. Президенту РФ с момента избрания предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания. В течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется и членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. Президент не справе отказаться от государственной охраны;

· по истечении срока полномочий Президенту предоставляется персональная охрана пожизненно;

· Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий, наделяется правовым иммунитетом. Впервые статус бывшего главы государства был урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1736 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[88], принятие которого, с одной стороны, было во многом связано с досрочной отставкой Б.Н. Ельцина, с другой стороны, заложило определенные правовые традиции, поскольку способность предоставить гарантии бывшим лидерам является критерием цивилизованности общества и государства[89]. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (далее Федеральный закон)[90], предусмотрел определенные условия привлечения бывшего президента к уголовной ответственности, и во многом повторил положения названного Указа.

Конституция предусматривает досрочное прекращение полномочий Президента РФ:

· в случае его отставки. При этом под отставкой понимается добровольный уход президента со своего поста;

· при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

· отрешение от должности.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности:

· является мерой конституционно-правовой ответственности Президента РФ;

· эта процедура, имеющая и юридический, и политический аспект, представляет собой восстановление возможности предъявления Президенту Российской Федерации обвинения в совершении преступления, не связанного с исполнением им обязанностей Президента России, а значит, может рассматриваться как лишение Президента Российской Федерации неприкосновенности (происходящее одновременно с утратой им своего статуса).

Конституция Российской Федерации 1978 года (в редакции Закона от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»[91]) предусматривала следующие основания отрешения Президента Российской Федерации: нарушение Президентом Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также присяги. Решение могло приниматься Съездом не менее чем двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе самого Съезда, Верховного Совета или одной из его палат, на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 12110 Конституции Российской Федерации)[92].

Конституция Российской Федерации 1993 года демонстрирует сужение ответственности Президента и предусматривает возможность отрешения Президента Российской Федерации от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93).

Очередные выборы должны быть проведены не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдумы, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция правового статуса // Вестник Моск. ун-та. Серия 11, Право. – 1998. – № 1.

Авакьян С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридических решений // Законодательство. – 1999. – № 2.

Колобаева Н. Е. Правовое закрепление гарантий деятельности Президента Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2007. № 1.

Окуньков Л. А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. – 2000. – № 9.

Скобликов П. А. Об иммунитете Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий // Право и политика. – 2000. – № 12.

Суворов В. Н. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). – М., 2000.

Тихон Е. А. Президент Российской Федерации – гарант прав и свобод человека и гражданина. Саратов, 2008.

Черкасов К. В. Федеральные округа как территориальная сфера деятельности полномочных представителей Президента РФ: состояние и перспективы развития системы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3.

Вопросы для самоконтроля 15.

1. Выберете несколько актов Президента Российской Федерации свидетельствующих о том, что Президент может осуществлять правовое регулирование вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации (Ст. 71 Конституции Российской Федерации) и восполнять тем самым пробелы в федеральных законах.

При каких условиях Президент Российской Федерации вправе принимать подобные акты?

2. Заполните карту сравнительного анализа:

Признаки Советник Президента Российской Федерации Помощник Президента Российской Федерации Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе
Функции      
Права и обязанности      
Подчиненность      

1. История парламентаризма в Российской Федерации.

2. Общая характеристика российского парламента. Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации.

3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, структура, компетенция, организационно-правовые формы деятельности.

4. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок избрания, состав, структура, компетенция, организационно-правовые формы деятельности.

5. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статус Федерального Собрания определен в главе 5 Конституции РФ. Соглас­но ст. 94 Конституции РФ, «Федераль­ное Собрание - парламент Россий­ской Федерации - является предста­вительным и законодательным орга­ном Российской Федерации».

Характеристика Федерального Собрания РФ как представительного органа означает, что оно:

· выступает представителем всего народа России, формирует и выражает его волю;

· выступает представителем субъектов Российской Федерации (в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации).

Характеристика Федерального Собрания РФ как законодательного органа означает, что Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные и федеральные законы, измененяем и дополняет их, осуществляет парламентский контроль за их реализацией.

Кроме того, Федеральное Собрание осуществляет контрольные функции (например, заслушивает отчет Правительства об исполнении бюджета, решает вопрос о доверии Правительству), прини­мает участие в рассмотрении и ре­шении многих важных вопросов вер­ховного управления государством, утверждает бюджет государства, участвует в формировании ряда федеральных государственных органов.

Федеральное Собрание РФ - постоянно действующий орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти. В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. № 129-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[93] в Совете Федерации предусматривалось постоянное, непрерывное обновление состава путем замещения места члена Совета Федерации по должности главой законодательного (представительного) и главой исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В новом Федеральном законе от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[94] установлен иной порядок формирования Совета Федерации - член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов (ч. 1 ст. 2 Закона).

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации согласно ст. 4 названного Закона назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. В ч. 3 ст. 5 Закона предусмотрено, что указ (постановление) об этом назначении вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такой порядок формирования Совета Федерации вызвал в литературе спор, соответствует ли представительной природе парламента то, что члены одной из его палат не избираются непосредственно населением[95].

Следует учитывать, что Конституция Российской Федерации называет Федеральное Собрание представительным и законодательным органом Российской Федерации в целом (ст. 94). Это положение нашло отражение и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. № 2-П[96], в котором установлено, что представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты Российской Федерации, является Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы (абз. 3 п. 1 мотивировочной части). «Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в Российской Федерации – прямое представительство населения и представительство субъектов Российской Федерации» (абз. 3 п.2 мотивировочной части).

Таким образом, исходя из конституционных положений и основанных на них правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации следует признать, что поскольку представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание в целом, обе палаты парламента обладают представительной природой, а соответственно мандат членов обеих палат (то есть мандат депутата Государственной Думы и мандат члена Совета Федерации) должен иметь представительный характер. В этих целях, полагаем единственно приемлемый и находящийся в рамках конституционных положений выход – в изменении порядка формирования Совета Федерации – в переходе к прямым выборам его членов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, из­бираемых непосредственно населени­ем по федеральным спискам партий и движений по пропорцио­нальной избирательной системе. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет. Полномочия Думы прекращаются с момента начала работы Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции). Дума нового созыва приступает к работе, если она избрана в правомочном составе не менее чем двумя третями от общего числа депутатов (450), что обеспечивает преемственность законодательной власти.

Согласно Конституции РФ каждая из палат Федерального Собрания имеет собственную компетенцию, закрепленную в ст. 102 и 103 Конституции РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

· дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Федеральное Собрание РФне имеет компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, согласно ст. 100 Конституции РФ, Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты мо­гут собираться совместно только для заслушивания посланий Президента РФ, Кон­ституционного Суда РФ, выступле­ний руководителей иностранных го­сударств.

Федеральное Собрание РФнаходится в системе раз­деления властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществле­ния своих функций с Президентом и Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъек­тов РФ.

Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы установлен Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 июля 1999 г., регламентами палат. Согласно ранее действовавшему Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государст­венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[97], как следует из названия Закона, для обозначения членов обеих палат использовался общий термин «депутат», этот термин охватывал и депутатов Государственной Думы, и депутатов Совета Федерации, что с юридической точки зрения было совершенно оправданно, поскольку в первом составе Совета Федерации, сформирован­ном в 1993 году, были избранные населением лица - депутаты.

После внесения в законодательство изменений, касающихся принципов формирования Совета Федерации, единое наименование для членов обеих палат отсутствует. Исследователи употребляют сложную конструкцию – «член Совета Федерации и депутат Государственной Думы» (которая и отражена в названии новой редакции Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[98]).

Требования, предъявляемые к члену Совета Федерации и депутату

Государственной Думы:

· членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы может быть избран лишь гражданин России. Этим правом также обладают российские граждане, имеющие гражданство (подданство) иностран­ного государства, приобретенное ими в соответствии со ст. 62 Консти­туции.

· запрет на совмещение мандата депутата Государственной Думы с работой в качестве члена Совета Федерации, депутата иного представительного органа государственной власти (например, краевого, областного законодательного собрания) и органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 97).

· работают на профессиональной постоянной основе (ч. 5 ст. 97 Конституции).

· не могут находиться на государ­ственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

· депутат вправе заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственно Думы обладают правовым иммунитетом. Институт депутатского иммунитета в конституционном праве включает нормы ст. 98 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 19, 20 и 21 Федерального закона Российской Федерации «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Кроме того, следует учитывать Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[99].

Сущность правового иммунитета может быть раскрыта через сочетание двух элементов – неответственности и неприкосновенности

Сущность неприкосновенности заключается в том, что согласно ч. 2 ст. 19 действующего Закона, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть:

а) привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Определяя круг исключительных ситуаций и условий, при которых нормы о депутатской неприкосновенности не действуют, законодатель исходит из очевидности содеянного, которая исключает какой-либо риск ошибиться или ошибочно интерпретировать совершенный акт[100].

Объектом неприкосновенности является не только личность парламентария - в соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона, неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности по этому кругу вопросов должен решаться исходя из ч. 2 ст. 98 Конституции Российской Федерации.

Сущность неответственности состоит в том, что член Совета Федерации, депутат Думы не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности, налагаемой в су­дебном порядке, в том числе за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в своей палате, другие действия, соответст­вующие их статусу. Названная неприкосновенность действует и по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Думы допустили публичные оскорб­ления, клевету, иные нарушения, преследуемые по федеральному закону, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предва­рительного следствия или начало производства по делу об админи­стративном правонарушении, предусматривающем административ­ную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляет­ся только в случае лишения их неприкосновенности.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представле­нию Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания.

Порядок получения согласия на лишение неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы предусмотрен ст. 20 Закона: Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в соответствующую палату представление, Совет Федерации или Государственная Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления рассматривает его в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора Российской Федерации. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.

Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут прекратиться досрочно в случаях:

· письменного заявления о сложении своих полномочий;

· занятия должности, несовместимой с их мандатом;

· утраты российского гражданства либо приобретения гражданства иностранного государства;

· вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда;

· вступления в закон­ную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о при­знании их недееспособными;

· признания безвестно отсутствующими либо объявления умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

· призыва на военную службу с их согласия; смерти.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществля­ется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Полномо­чия депутата Государственной Думы прекращаются в связи с роспус­ком Государственной Думы Президентом РФ в следующих случаях:

· Президент РФ вправе распустить Государственную Думу, если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111);

· В случае, если Государственная Дума выражает недоверие Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из следующих решений: объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117);

· Вопрос о доверии Правительству может поставить перед Государственной Думой Председатель Правительства. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства, либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117).

Государственная Дума не может быть распущена:

· с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

· в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

· в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109)

· не имеет права распускать Государственную Думу исполняющий обязанности Президента Российской Федерации (ч. 3 ст. 92).

Авакьян С. А. Федеральное Собрание - парламент России. – М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999.

Волкова Н. С., Хабриева Т. Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. М.: Норма, 2005.

Гранкин И. В. Основные признаки законодательных органов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.

Глигич-Золотарева М. В. Актуальные проблемы парламентаризма: реализация законотворческих функций // Гражданин и право. 2006. № 8.

Кивле Г.А., Сомов М.Д. Прецеденты в системе парламентаризма// Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхних палат (на примере Российской Федерации, Франции, ФРГ) // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4.

Овсепян Ж. И. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2.

Вопросы для самоконтроля 16.

1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы:

а) Парламентаризм: понятие, содержание, модели.

б) Народное представительство: понятие, содержание, форма. Признаки, которыми обладают органы народного представительства.

в) Перечислите распорядительные полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации.

г) Каков характер отношений палат Федерального Собрания и Счетной палаты?

д) В чем Вы видите смысл формулы: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат» (ч. 3 ст. 99 Конституции Российской Федерации)?

е) Вправе ли палаты Федерального Собрания Российской Федерации принять единый для обеих палат регламент в форме закона? Какие вопросы решаются в регламентах палат)?

ж) В чем выражается неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации? Высказывал ли свою позицию по этому вопросу Конституционный Суд Российской Федерации?

з) Чем императивный депутатский мандат отличается от свободного депутатского мандата? Какие формы взаимодействия депутата и избирателя предполагает полусвободный мандат. Можно ли вести речь о так называемом партийном мандате для депутатов, избранных в состав законодательного (представительного) органа по партийным спискам по пропорциональной избирательной системе?

Тема 17. Законодательный процесс в Российской Федерации

1. Законодательный процесс: понятие, стадии.

2. законодательная компетенция Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Законодательная инициатива. Регистрация вносимых проектов.

4. Предварительное рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Правовая и лингвистическая экспертизы законопроектов.

5. Пленарное рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

6. рассмотрение законов в Совете Федерации. Направление принятых законов Президенту РФ.

7. Подписание, обнародование, вступление в силу федеральных законов.

8. Отклонение, возвращение законов Президентом РФ и их повторное рассмотрение.

9. Действие федеральных законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Одной из основных функций Федерального Собрания Российской Федерации является законодательная деятельность или законодательный процесс. Возможно также использование термина, содержащегося в Регламенте Государственной Думы Российской Федерации – законодательная процедура.

Под законодательным процессом понимают деятельность парламента по принятию законов, включающую в себя ряд последовательных стадий от осуществления права законодательной инициативы до подписания и обнародования закона компетентным органом. Под законом обычно понимают нормативный правовой акт, принимаемый Парламентом или непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий общеобязательную силу. Закон, будучи принятым Парламентом, тем не менее, считается не его актом, а актом государства. Тем самым подчеркивается всеобщий характер закона, аккумуляция в нем интересов и воли народа[101].

В Российской Федерации на федеральном уровне существуют три вида законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках Конституции Российской Федерации

Четыре признака федеральных конституционных законов, отличающих их от федеральных законов, выделяет Е.И. Козлова – это юридическая сила; предметы ведения, которые могут в них затрагиваться; порядок принятия; невозможность приме­нения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации[102]. Согласно ч. 1 ст. 108 Основного Закона федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предус­мотренным Конституцией.

Довольно широко распространено мнение о том, что Конституцией России определено количество федеральных конституционных законов[103]. Однако Конституция лишь перечисляет вопросы, по которым могут приниматься федеральные конституционные законы, никак не ограничивая их количество. Не исключено также, что в какой-либо федеральный конституционный закон будут включены положения, которые в строгом смысле не будут относиться к предмету регулирования федеральным конституционным законом, но будут тесно с этим предметом связаны.

Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством палат Федерального Собрания, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с федеральными законами и, тем более, в сравнении с иными правовыми актами. Для принятия федерального конституционного закона требуется одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом Российской Федерации и обнародованию. В отличие от федеральных законов право вето Президента не предусмотрено.

Самой многочисленной группой законов являются федеральные законы. Конституция Российской Федерации четко определяет сферу регулирования федеральными законами. Практически во всех главах Конституции содержатся упоминания об отдельных правоотношениях, регулирование которых производится федеральными законами. Это вопросы гражданства, уголовного процесса, трудовых споров, статуса столицы и многое другое. Федеральные законы различаются, прежде всего, по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться. По этому признаку федеральные законы делятся на при­нимаемые по предметам ведения Российской Федерации и принимае­мые по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, законы Российской Федерации имеют верховенство и высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации. Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны их соблюдать (ч. 2 ст. 15 Конституции)[104].

Особую группу составляют законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Принятие поправок в Конституцию может быть совершено только в форме специального закона, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального, так и от федерального конституционного закона. Важной особенностью законов Российской Федерации о поправках в Конституцию является временный характер их регулирующего воздействия. Оно прекращается с внесением поправки в Конституцию. Указанные особенности предопределили необходимость отнесения этих законов в особую категорию[105]. Законы о поправках принимаются так же как и федеральные конституционные законы, но после этого подлежат одобрению органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. На рассмотрение закона о поправках субъектам дается срок до одного года. Далее Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения закона в субъектах и принимает соответствующее постановление. В течение семи дней со дня установления результатов Советом Федерации его Председатель направляет закон Президенту РФ, который подписывает закон в течение 14 дней[106].

Некоторые авторы считают, что первой стадии предшествует предзаконодательный или предпроектный этап, который заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой по­требности происходит спонтанно, имеют значение лишь сте­пень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и ак­туальность. Оценивает потребность в правовом регулирова­нии как общество, которое через свои институты — лиде­ров, средства массовой информации, науку — может ока­зать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом ре­гулировании назрела, можно говорить, когда закон пред­ставляется наиболее эффективным средством, преимуще­ственной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, мо­ральными и пр.).

Вместо четвертой стадии возможна другая, хотя и не всегда обязательная: неодобрение закона Советом Федерации. Тогда следует еще одна стадия — создание согласительной комиссии обеих палат, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе и его принятие либо простым большинством (если Дума согласилась с предложениями Совета Федерации), либо двумя третями голосов (если Дума не согласна с предложениями). В последнем случае закон направляется Президенту уже самой Думой.

Кроме того, четвертой стадии при определенных об­стоятельствах может и вообще не быть: если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации (согласно ст. 106 Конституции) или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, тогда на 15-й день со дня поступления из Государственной Думы фе­деральный закон направляется Председателем Совета Фе­дерации Президенту Российской Федерации для подпи­сания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу, то есть в этом случае имеет место "молчаливое" одобрение закона Советом Федерации.

При отклонении Президентом закона (право вето) также появляется дополнительная стадия законодательного про­цесса — рассмотрение закона в обеих палатах, принятие предложений Президента или преодоление вето двумя третями голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его обнародование.

Таким образом, законодательный процесс в Российской Федерации на федераль­ном уровне может состоять из 5 или 7 стадий, причем некоторые из них могут быть разбиты на подстадии, а иногда всего из 4 стадий. Однако его нельзя ограничивать лишь рамками Федерального Собрания, несмотря на то, что основная часть стадий законодательного процесса приходится именно на данный государственный орган, его активным участником является также Пре­зидент России и в определенной мере на принятие зако­нопроектов влияют иные субъекты законодательного процесса.

Законодательная инициатива – это начальная парламентская процедура, означающая официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта. Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депу­таты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (предста­вительные) органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Всего субъек­тов права законодательной инициативы в Российской Федерации насчитыва­ется 723.

Право законодатель­ной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;

б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и фе­деральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

в) поправок к законопроектам.

Особый круг субъектов предусмотрен для внесения законопроектов о поправках к Конституции Российской Федерации в соответствии со ст. 134 Конституции РФ. К ним относятся: Президент РФ, Совет Федерации, Го­сударственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы.

Ст. 105 Регламента Государственной Думы Российской Федерации предусмотрен ряд требований к субъектам права законодательно инициативы. В частности, при внесении законопроекта в Государственную Думу должны быть представлены:

а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства Российской Федерации в отношении законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.

Копии текста законопроекта и материалов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, должны быть представлены на магнитном носителе.

Во второй стадии законодательного процесса законопроект, внесенный в Государственную Думу, регистрируется в Аппарате Думы. На него заводится регистрационная электронная карта, на которой фиксируется все его дальнейшее движение. Предсе­датель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в комитет по профилю законопроекта. Если проект не соответствует установленным требованиям, он возвращается ини­циатору.

Совет Государственной Думы назначает ответственный за законопроект комитет и включает проект в программу работ (на сессию или в календарь на месяц). Одно­временно законопроект направляется в комитеты и комиссии Государ­ственной Думы, в депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство (при необходимости — в Конституцион­ный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд), а если законо­проект относится к предметам совместного ведения Федерации и субъ­ектов — в законодательные органы субъектов. Если поступают альтер­нативные проекты по одному и тому же вопросу (а это бывает часто, иногда до 13 проектов), они предварительно изучаются в комиссиях, за основу принимается один, остальные используются в качестве по­правок, дополнений.

Ответственный за проект комитет направляет его в различные го­сударственные органы, другие организации для отзывов, а также на экспертизу в Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Оно готовит заключение. После этого подготовленный для первого чтения в Государственной Думе проект направляется в Совет Государ­ственной Думы для внесения на рассмотрение на пленарном заседа­нии.

Третьей стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. Как правило, оно осуществляется в трех чтениях. Чтением называется обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях палат. Обязательно, не позднее, чем за 3 дня до проведения первого чтения законопроект рассылается всем участникам законодательного процесса.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:

· Принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

· Принять закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

· Отклонить законопроект.

После окончания обсуждения законопроекта на голосование ставится предложение о принятии законопроекта в первом чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить субъекты права законодательной инициативы, указанные в статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Все внесенные поправки изучаются и обобщаются ответственным комитетом. Ответственный комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Государственной Думы, определяющего порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Ответственный комитет представляет законопроект на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта в первом чтении, если постановлением Государственной Думы не установлен иной срок.

Не позднее, чем за 15 дней до начала рассмотрения законопроекта во втором чтении Законопроект вместе с материалами к нему рассылается Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, и депутатам Государственной Думы.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета об итогах рассмотрения законопроекта и о рассмотрении по­ступивших поправок. Затем выступают полномочный предста­витель Президента РФ в Государственной Думе, представите­ли субъекта, внесшего законопроект, полномочный представи­тель Правительства РФ в Государственной Думе. Если возра­жений против поправок, рекомендуемых для внесения в текст, не имеется, они принимаются в целом.

Если при обсуждении в палате возникают возражения про­тив каких-либо поправок, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку, по которым имеются возражения.

Поправки к проекту федерального закона принимаются боль­шинством голосов от общего числа депутатов, а поправки к проекту федерального конституционного закона принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.

По окончании голосования по поправкам председательству­ющий ставит на голосование предложение о принятии законо­проекта во втором чтении. Депутаты Государственной Думы, которые не получили слова в ходе обсуждения законопроекта, имеют право выступить по мотивам голосования в рамках времени, установленного Регламентом Государственной Думы.

По результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении Государственная Дума может принять законопроект во втором чтении, продолжить или отложить обсуждение законопроекта во втором чтении, возвратить законопроект на стадию первого чтения либо отклонить законопроект.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государ­ственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правиль­ной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

Процедура рассмотрения законопроекта в третьем чтении. Совет Государ­ственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосовании я в це­лях его принятия в качестве закона. На данном этапе не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

При принятии федерального конституционного закона сохраняются те


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: