Обработка результатов
Определяется социометрический статус. По данным листков, заполненных школьниками, составляется матрица по заданному вопросу.
Кто выбирает из группы (список группы) | Кого выбирают из группы | ||||
… | |||||
1. | х | ||||
2. | х | ||||
… | х | ||||
20. | х | ||||
Кол–во выборов | |||||
Кол–во взаимных выборов |
Подсчитывается количество, полученных выборов каждым учеником и определяется его статус, который может быть следующим.
1. Лидеры (звезды) – самые популярные ученики, получившие наибольшее количество выборов. Они получают в 2 раза и больше выборов, чем это разрешено. В данном случае 6 и больше.
2. Предпочитаемые – ученики, получившие минимально разрешенное количество выборов до удвоенного без единицы, следовательно: 3, 4 и 5 выборов. Их статус: это ближайшее окружение лидеров, их опора.
3. Оттесненные – это ученики, получившие 1 или 2 выбора, от одного до уменьшенного на единицу разрешенного числа выборов. Их статус: активной роли в жизни класса не играют, следуют обычно за большинством.
|
|
4. Изолированные – не получившие ни одного выбора. Их статус: по отношению к ним класс выражает нежелание сотрудничать.
На основе матрицы составляют концентрическую социограмму. Поместив в центр. окружности лидеров. В следующем: предпочитаемые и т.д. изолированных.
Подсчитав количество взаимных выборов, и разделив их на количество сделанных, получим представление о сплоченности класса.
Коэффициент взаимности равен отношению количества взаимных выборов к количеству сделанных выборов.
Для точности подсчитывается этот коэффициент по всем вопросам отдельно, сравнивается и выводится среднеарифметический. При этом считается, что значения коэффициента говорит:
0,1 – 0,5 – слабой
0, 51 – 0,7 – средней
0, 71 и выше – сильной сплоченности.
Определяется уровень благополучия межличностных отношений. Для этого сравнивается количество учащихся имеющих высокий и средний статус (лидеры и предпочитаемые) с количеством учащихся, имеющих низкий статус (оттесненные и изолированные). Уровень благополучия считается:
Высоким – если большинство учащихся имеет статус лидеров и предпочитаемых.
Средний – если количество «лидеров» и «предпочитаемых» равно количеству учащихся с более низким статусом.
Низким – если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом.
(для любого возраста)
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
|
|
Подготовка к обследованию. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты могут быть заполнены.
2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.