В барабанах происходят обрывы циклонов, дырчатых и жалюзийных листов, крепежных деталей, которые, попадая в отверстия для водоопускных труб, их перекрывают. В результате этого снижается скорость движения рабочей среды в экранах, металл труб перегревается и происходит их разрушение.
Особое значение в обеспечении надежности котлов имеют котельные барабаны и гибы необогреваемых труб. На отечественных котлах для барабанов используются главным образом стали 22К, 16ГНМ, 16ГНМА. Цилиндрическая их часть изготовляется из прокатанного на вальцах листа или штампованных заготовок в виде «корыт». Заготовки свариваются между собой и образуют цилиндр, к торцам которого привариваются днища с лазами. На цилиндрической части имеются штуцера и отверстия для присоединения труб водоопускной и пароотводящей систем, водоуказательных приборов, различных технологических трубопроводов. Внутри барабана располагаются устройства, многие из которых привариваются к поверхности корпуса. Хотя надежности барабанов при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонтах уделяется большое внимание, в них часто возникают повреждения, приводящие в некоторых случаях к длительным остановам котлов. Главным образом это трещины, большей частью располагающиеся в зоне трубных отверстий, в металле цилиндрической части барабанов, на внутренней поверхности днищ, в околошовной зоне приварки внутрибарабанных устройств к корпусам обечаек, а также дефекты основных кольцевых и продольных сварных швов.
Имеется связь между маркой стали, из которой изготовлены барабаны, и расположением трещин у очков водоопускных и пароотводящих труб. Так, для стали 16ГНМ они располагаются параллельно продольной оси барабана, для стали 22К трещины у очков радиальные.
Основной причиной образования повреждений в барабанах является превышение действующими напряжениями предела текучести стали, приводящее к появлению остаточной деформации. Повышенные напряжения возникают из-за наличия существенной разности температур по толщине стенки, а также по периметру и по длине барабана. Особое значение при этом имеют циклические теплосмены в поверхностных слоях металла на внутренней стороне стенок при резких местных изменениях температуры. Подобные явления чаще всего сопутствуют нестационарным режимам работы котла и особенно при его пусках и остановках.
Развитию трещин способствует действие на металл коррозионно-активной среды котловой воды. Наличие циклических термических напряжений, коррозионных процессов на фоне действующих напряжений от внутреннего давления рабочей среды приводит к коррозионно-усталостным процессам в металле барабанов. Внутренняя поверхность барабана защищается магнетитовой пленкой. При возникновении больших местных напряжений она может разрушаться.
Самыми опасными являются дефекты в основных сварных швах, так как они создают опасность хрупких разрушений. Чаще других встречаются продольные и поперечные трещины в наплавленном металле на внутренней поверхности сварных швов. Кроме того, наблюдаются непровары, шлаковые включения, раковины, поры.
Скорость развития дефектов на различных барабанах не одинакова. Наблюдались случаи, когда за год глубина трещины достигала 70–75% толщины сварного шва. Трещины удаляются механической выборкой с помощью абразивного инструмента и завариваются специальными электродами.
Для обнаружения возникающих в процессе эксплуатации дефектов проводится систематическая дефектоскопия металла обечаек, днищ и сварных соединений через строго определенные промежутки времени. Обнаруженные дефекты своевременно устраняют. При невозможности ремонта барабаны заменяют.