Типы и структура урока технологии

Уроки труда можно разделить на 3 типа:

1) уроки-опыты — изучаются свойства материалов, с которыми предстоит работать учащимся;

2) уроки-практикумы, на которых сначала происходит «открытие» детьми новых знаний и технологических умений, а затем их закрепление через изготовление различных изделий;

3) уроки свободного творчества на которых реализуются творческие замыслы детей, базирующиеся на уже приобретенных на предыдущих уроках знаниях и умениях.

С точки зрения характера познавательной деятельности уроки можно разделить на две большие группы:

1) репродуктивные;

2) творческие.

Они различаются между собой, главным образом, степенью познавательной активности и творческой самостоятельности, которую проявляет ученик в процессе работы.

Репродуктивные занятия предполагают наименьшую степень самостоятельности. Они наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за небольшой отрезок времени овладеть системой конкретных знаний или способов действий. Репродуктивным способом обычно организуются такие уроки, на которых нужно как можно четче освоить сложные и трудоемкие приемы обработки материалов, способы разметки и т.п. Уважительное отношение к народным традициям требует, чтобы выработанные веками приемы деятельности изучались как можно тщательнее. Все это предполагает обращение к репродуктивному типу уроков, на которых учитель демонстрирует действия и подробно разъясняет их, а ученики как можно точнее повторяют, воспроизводят и запоминают. Обычно это означает фронтальную отработку приема с оказанием по мере надобности индивидуальной помощи. Однако овладение практическими прие­мами не должно превратиться в самоцель.

Уроки творческого типа предполагают, что преобладающей является творческая деятельность учащихся. Организация этих уроков требует от учителя понимания самого смысла творчества. Понятие «творчество» можно отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. В обиходе его зачастую отождествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества» изобилуют срисованными, скопированными, сделанными по инструкциям изделиями чисто репродуктивного плана; все, что ребенок смастерил своими руками, совершенно безосновательно относят к «творчеству».

В пособиях по технологии можно встретить «творческие задания» или «странички творчества», в которых «творчество» сводится к тому, что ребенку предлагается внести какое-либо изменение в поделку, расписанную до мельчайших подробностей в жесткой инструкции. Например, ученик сначала копирует образец, к образцу прилагаются шаблоны всех деталей, даются разъяснения о материалах и поэтапная инструкция. После этого предлагается выполнить «творческую» работу: сделать такую же картинку, но что-нибудь в ней изменить. При этом никак не объясняется, что именно следует ожидать от внесенных изменений, должна ли работа передать определенное настроение или она меняется по какому-то логическому принципу. Между тем психологическая природа творчества не имеет ничего общего с подобными заданиями.

Заметим, что творчество предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике. Это может быть новая научная идея, новый художественный образ, новый способ деятельности и т.д. Художественное творчество предполагает создание ребенком оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение и т.п.) и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств.

Говоря о творчестве, следует обратить внимание на такие работы, в которых младший школьник активно разрабатывает изделие, сообразуясь с поставленной задачей. Именно задача создает определенную установку на творческий поиск, заставляет искать нужные способы действий. Творческая деятельность органически включает в себя постановку и решение проблемных ситуаций.

Как построить урок - репродуктивный или творческий - зависит не от спонтанного желания учителя. Это должно быть аргументировано задачами урока. Если учитель понимает смысл репродуктивной и творческой деятельности, то на каждом из уроков он сумеет правильно организовать работу детей.

Вместе с тем необходимо помочь ученикам, во-первых, вызвать в воображении соответствующий образ и, во-вторых, найти наиболее подходящие способы его воплощения. С этой целью на творческом уроке используют образцы, но они имеют совершенно иной учебный смысл. Это не образцы для копирования, а образцы-аналоги, которые демонстрируют возможные варианты творческого решения поставленной задачи. На этих образцах учитель разъясняет, что именно требуется искать, как это можно сделать, какие практические действия можно предпринять.

На пустом месте образ возникнуть не может. Соответствующие образцы предлагаются не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся знания. Прежде всего, они дают представление о том образе и настроении, которые должны быть отражены в композиции. Образцы помогают уловить нужное настроение, и таким образом в сознании ребенка формируется цель работы: выразить его через создание адекватного художественного образа. А уже под этот образ он сам подбирает соответствующие средства, материалы и способы работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: