Цель данного исследования является сбор информации необходимой для принятия решения о том, как привлечь в магазин больше покупателей. По результатам опроса м.б. приняты следующие решения:
- изменить способы размещения и средства рекламы;
- изменить содержание рекламы и способ ее подачи;
- усовершенствовать работу магазина, чтобы в большей степени удовлетворить покупателя.
В процессе опроса необходимо выяснить:
1) сколько процентов потенциальных покупателей знают о существовании магазина,
2) откуда они имеют информацию о существовании магазина,
3) какие эмоции вызывает данный магазин у покупателей.
Для данного опроса применяется 2 типа анкет.
Анкета № 1.
Место расположения Попытки
1. Назовите, пожалуйста, 5 продуктовых магазинов в этом районе.
2. Знаете ли Вы еще какие-нибудь магазины в этом районе?
3. В какие из этих магазинов Вы ходите за покупками?
4. Считаете ли Вы, что этот магазин лучше среднего (+), средний (?), хуже среднего (-) (оценивается каждый из названных магазинов).
5. Соцблок
Название магазина | Покупают | Мнение | |||
Да | Нет | Положит. | Нейтральное | Отрицат. | |
1. «Восторг» | + | + | |||
2. «Сим-Сим» | + | + | |||
3.«Торговая лига» | + | + | |||
4. «Снедь» | + | + | |||
5. «Авиа» | + | + |
Анкета № 2.
Перед соц.-тем. блоком включены следующие вопросы:
- Как часто вы делаете покупки в названном магазине?
а) ежедневно,
б) 2 раза в неделю,
в) 1 раз в неделю,
г) редко.
- Откуда Вы впервые узнали о нашем магазине?
а) от друзей, знакомых,
б) через периодические печатные издания,
в) по радиорекламе,
г) по вывескам.
- В какой газете Вы выдели объявление о нашем магазине? (открытый вопрос)
(вопрос задается, если в предыдущем вопросе был выбран ответ № 2).
Дополнительные вопросы в Анкете № 2 задаются респондентам, которые в предыдущих четырех вопросах указали данный магазин. Анкета № 2 чаще применяется при проведении многократных опросов. Результаты данного опроса заносятся в таблицы, при этом обобщаются по каждому интересующему нас сегменту. Подобный опрос позволяет выяснить:
1) какой процент потенциального рынка знает о вашем магазине,
2) сравнить свой магазин с другими, находящимися в данном районе (можно проанализировать полученные данные по каждому из магазинов-конкурентов, названных в процессе опроса),
3) выяснить мнение о вашем магазине в различных сегментах рынка,
4) определить, где в вашем районе наибольшее число людей знает о магазине,
5) выяснить, какие сегменты рынка знают о вашем магазине.
На основе данных результирующей таблицы подсчитывается:
- процент опрашиваемых, которые совершают и не совершают покупки в магазине от общего числа опрошенных, которые знают о магазине;
- процент опрашиваемых, которые совершают покупки в магазине и высказали положительное, нейтральное или отрицательное мнение о магазине от общего числа опрошенных, которые совершают покупки в магазине;
- процент опрашиваемых, которые не совершают покупки в магазине и высказали положительное, нейтральное или отрицательное мнение о магазине.
Название сегмента | Название магазина | знают | покупают | Отношение покупателей | представление | Отношение покупателей |
+? - | +? - | |||||
По результатам данного опроса строится диаграмма рынка.
Знают 70 % | Не знают | |
Покупают 50 % | 20 % (+) | 30 % |
20 % (?) | ||
10 % (-) | ||
Не покупают 20 % | 5 % (+) | |
5 % (?) | ||
10 % (-) |
На основе результатов диаграммы рынка можно оценить эффективность рекламной деятельности магазина, а также отношение покупателей, к магазину. Данные диаграммы являются базой для первичного маркетингового анализа. Сведения, полученные от людей, делающих покупки в магазине, связаны с личным опытом, в то время, как мнение людей не делающих покупки, связаны с посторонним источником информации и во многом зависят от качества этой информации. Данная диаграмма м.б. составлена как на основе сводной формы результатов, так и на основе таблиц по сегментам и охватывать как отдельные сегменты, так и общее количество опрошенных покупателей. Подобные диаграммы можно построить и по другим магазинам (конкурентам).