Человек, его биологические и социальные признаки
Социально-политическая среда.
Ноосфера.
Техносфера.
Природная среда.
Среда жизнедеятельности человека.
Деятельность человека.
Человек, его биологические и социальные признаки.
План
Лекция 3
ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ “ЧЕЛОВЕК-ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА”
Курс «Безопасность жизнедеятельности» предназначен обучает и пониманию смысла жизни самого человека, его природы и назначения, объяснения основных закономерностей жизненных процессов. Это необходимо для обеспечения условий стойкого комфортного существования человечества. Значение слова «человек» многогранное, о чем свидетельствует понятийный аппарат наук, которые изучают человека.
Философию интересует человек с точки зрения его положения в мире, прежде всего как субъекта познания и творчества.
Психология анализирует человека как единство психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых свойств и т.п. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы.
|
|
Если экономическая наука допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения большей частью иррациональны и непостижимы.
Историки, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо.
Социология исследует человека, прежде всего как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы его становления под влиянием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальное положение.
Человек как часть природы является биологическим субъектом. По своему телесному строению и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Характерно, что с точки зрения биологии принципиального различия между человеком и животным миром нет. Сходство человека и животных определяется:
- составом вещества, строением и поведением организмов;
- у человека есть рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя и не нужны ему.
Качественное отличие людей от животных заключается в присущих всем людям качествах и особенностях, которые находят свое проявление в понятии «Ноmо sаріеns» - «человек разумный».
Человек как биологический вид имеет:
· характерные телесные признаки (вертикальное передвижение тела на двух конечностях, руки приспособлены к работе и т.п.);
· высокоразвитый мозг, способный отображать мир в понятиях и преобразовывать его соответственно своим нуждам, интересам, идеалам;
|
|
· сознание как способность к познанию сущности, как внешнего мира, так и своей личной природы;
· мышление и язык, которые появились в результате трудовой общественной деятельности.
Наиболее характерным признаком человека является сознание, позволяющееразмышлять о внешних обстоятельствах, о своих связях с ними и с другими людьми, способности самоуглубления, чтобы жить в согласии с самим собой, с целью осознания смысла собственного бытия в этом многоликом мире.
О человеческом характере жизнедеятельности можно говорить с момента изготовления человекоподобным существом первого орудия труда. Содержание и характер человеческой жизни определяются способом человеческой деятельности, главными составными которого являются средства производства и общение.
Если животные живут в природе, то человек - в социуме. Социум -это особый образ жизни особых существ - людей.
Человека определяют по трем измерениям его сути: биологическому, психологическому и социальному. Под психологическим понимают внутренний духовный мир человека - его воля, переживания, память, характер, темперамент и т.п. Социальное и биологическое существуют в неразрывном единстве. Биологическое, природное, упрощенно называют системой, «которая живет», а социальное - «как живет». Человек представляет собой целостное единство биологического, психологического и социального уровня. При этом человеческий индивидуум - это интегральное единство, которое является основой к возникновению качественно нового уровня - личности. Личность - это мера целостности человека, которая включает в себя все множество взаимосвязанных характеристик и элементов.
Главнейшее отличие между человеком и животным миром состоит в образе жизни. Животное существует, человек - ведет жизнедеятельность. Все, что есть в обществе, как и самое общество, - результат человеческой деятельности.
Деятельность - это специфический способ отношения человека к миру.Она объединяет биологическую, социальную и духовно-культурную сущность человека. Деятельность возникает как средство преобразования природы на предметы потребления, творение культуры и т.д.
Характерные признаки деятельности человека:
· действует под влиянием тех или иных мотивов для удовлетворения определенных потребностей;
· существует благодаря взаимодействию с окружающей средой (другие люди, предметы, природа и т.п.);
· обменивается информацией с другими людьми, т.е. принимает участие в общении;
· с самого начала жизни человек играется, учится, и только потом - работает;
· именно благодаря действиям, взаимодействиям приобретает определенный опыт;
· ощущает влияние условий жизни как на уровне окружения (микросреда), так и на уровне общества (макросреда);
· деятельность имеет целеустремленный и целенаправленный характер.
Деятельность - это активное взаимодействие человека с окружающей средой, благодаря чему он достигает сознательно поставленной цели, которая возникла вследствие проявления у него определенных потребностей.
Потребность - это необходимость для человека того, что обеспечивает его жизнь, самореализацию и продолжение рода. Потребности делятся на группы:
• физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, движении, одежде, жилье, отдыхе, в воспроизведении людей, половой близости);
• экзистенциальные (это потребности в безопасности существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантии рабочего места);
• социальные (в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в общей трудовой деятельности);
• престижные (в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке твоих способностей, в служебном росте и высоком статусе в обществе);
|
|
• личностные (в самовыражении, в самореализации (или самоактуализации), т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной, творческой личности;
• духовные (потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, привлечении к наукам, искусствам и т.п.).
Первые две группы потребностей являются первичными и врожденными, четыре другие - приобретенными.
Каждый человек имеет свою иерархию видов и типов деятельности. Одной со специфических форм деятельности есть труд, представляющий собой целенаправленную деятельность человека, в процессе которой он воздействует на природу и использует ее с целью производства материальных благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Человеческий труд коренным образом отличается от «труда» животных. Наиглавнейшим отличием является то, что человек использует орудия труда, которые и изготовлены орудиями труда. Животные этого делать не умеют.
С физиологической точки зрения труд - это затраты физической и умственной энергии человека, но он необходим и полезен для человека. Только во вредных условиях или при чрезмерном напряжении сил человеком, в той или иной форме могут проявляться отрицательные последствия труда, которые представляют угрозу его жизни и здоровью.
Цель жизни человека развивается в разнообразных видах деятельности - в работе, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и активной жизненной позиции.
Когда мы говорим о жизни, то необходимо помнить и о противоположном ему понятии - смерти, представляющей собой конец биологического существования живого организма, прекращение жизнедеятельности человека. Понимание неотвратимости смерти, осознание, что человеческая жизнь является единственной в видимой оболочке и имеет конец, способствует осмыслению её морального смысла и ценности, дает возможность понять цель жизни и познать предназначение человека.
|
|