Отличие права от социальных норм первобытного общества
- Право исходит о государства, а социальные нормы первобытного общества складывались бессознательно в результате многократного повторения целесообразных вариантов поведения.
- Право охраняется специальными правоохранительными органами государства, а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия.
- Право закрепляется в определенных формах (НПА), то есть формально определено, а социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей.
- Право является динамическим регулятором общественных отношений, социальные нормы крайне консервативны.
- Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет.
Аристотель определял государство как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих».
Николо Макиавелли определял государство через «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».
|
|
Французский мыслитель 16 в. Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».
Томас Гоббс определял государство, как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что может употребить силы и способности всякого для общего мира и защиты».
Джон Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство».
Л. Гумплович «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».
В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
1. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
|
|
Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.
Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д.
Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д.
Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
2. Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.
В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эха функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.
Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.