Государственное управление природопользованием и контроль за охраной окружающей среды.
Источник: лекции в электронном виде.
Ответ:
Госконтроль в области природопользования осуществляется через:
1. государственный инспекционный контроль;
2. государственную экологическую экспертизу;
3. экологический мониторинг.
Контроль в основном выражается в проверке соблюдения экологических требований, в обеспечении экологической безопасности. Государственный экологический контроль носит надведомственный характер.
Формы контроля:
1. Информационная форма – сбор и анализ экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.
2. Предупредительная форма – предупреждение экологических правонарушений и недопущение наступления вредных последствий.
3. Карательная форма – применение мер государственного воздействия к лицам, нарушившим экологическое законодательство.
Система экологического контроля включает в себя:
- контроль государственными службами (санэпидемстанция, др.);
- производственными службами;
- общественный контроль.
Госинспекционный контроль выполняет:
1. Контроль за состоянием природной среды, охраной и рациональным использованием природных ресурсов;
2. Соблюдение юридическими и физическими лицами законодательства РФ, РБ;
3. Соблюдение экологических нормативов по выбросам и сбросам вредных веществ;
4. Выполнение экологических требований при добыче полезных ископаемых;
5. Контроль за образованием, переработкой захоронением токсичных и радиоактивных отходов;
6. Строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, новых производств;
7.Выполнение экологических программ, природоохранных мероприятий, планов.
Контроль за состоянием окружающей среды осуществляется с помощью стационарных и маршрутных постов наблюдения.
Стационарный пост наблюдения обеспечивает непрерывную регистрацию загрязняющих веществ (оксида серы, оксида углерода, пыли и др.) и регулярный отбор проб воздуха (воды) для более глубокого анализа.
Маршрутный пост наблюдения обеспечивает регулярный отбор проб воздуха и воды в определенных точках (на маршруте) местности (населенного пункта или производственного объекта) по временному графику.
К важнейшим государственным методам управления относятся государственная экологическая экспертиза и государственный инспекционный контроль. Данные методы контроля играют особенно важную роль на начальной стадии переходного периода к рыночным отношениям. Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в дальнейшем эти службы не потеряют свою значимость, поскольку они выполняют важную функцию обратной связи в системе управления природопользованием.
Как отмечалось выше, на государственную экологическую экспертизу возложено осуществление экспертизы концептуальной, программно-целевой, предпроектной, проектной и другой обосновывающей документации для оценки экологической допустимости и экологической безопасности предлагаемых решений на уровне современных знаний экологической ситуации и ее прогноза с целью определения возможности согласования проведения строительных работ.
Государственный инспекционный контроль должен включать прежде всего контроль за:
· состоянием воспроизводства и оздоровлением природной среды, охраной и рациональным использованием земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбных запасов) мира и других природных ресурсов;
· соблюдением законодательно установленного режима особо охраняемых территорий;
· образованием, использованием, переработкой и захоронением токсичных и радиоактивных отходов;
· выполнением предприятиями экологических программ, природоохранных мероприятий и планов;
· охраной морской среды и природных (в том числе рыбных) ресурсов, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
· соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в области охраны природы и решений местных административных и исполнительных органов и др.;
· соблюдением экологических нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты стационарными и передвижными источниками загрязнения;
· выполнением требований по охране окружающей среды и природопользованию при добыче полезных ископаемых, проведении взрывных работ, размещении и эксплуатации терриконов, отвалов и свалок; при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов и веществ, использование которых разрешено в народном хозяйстве;
· строительством и вводом в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, оснащенностью средствами контроля;
· правильностью ведения первичного учета вредных воздействий на окружающую среду и использования природных ресурсов.
В задачи государственного контроля входят организация метрологического контроля и выдача разрешений на осуществление такого контроля аналитическими лабораториями министерств и ведомств, аттестаций лабораторного оборудования и методик измерений, контроль за выполнением межреспубликанских договоров и соглашений.
Органы государственного экологического контроля должны обеспечивать органы управления на местах и общественные организации оперативной информацией о выполнении мероприятий по охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов, о случаях аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ, повлекших за собой особо опасные уровни загрязнения окружающей среды, о мерах по ликвидации их последствий.