Цикл сказок о чудесной задаче представлен в восточнославянском фольклоре такими сказками, как “ Василиса Прекрасная ”, “ Синяя Свита ”, “ Звериное молоко ”, “ Ведун ”, “ Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что ”, “ Братец у Бабы Яги ”, “ Летучий корабль ”, “ Сивко-бурка ”, “ Торбочка-самобранка ” и др.
Сказки этого цикла особенно ярко выражают представления людей о загробном мире, в их основе лежит идея бессмертия живого и единства океана жизни. Поэтому для некоторых героев данных сказок характерно оборотничество, перевоплощение. Однако главными их героями являются обыкновенные люди: она – царевна, он – обычно царский или купеческий сын, но иногда и Иван-дурак или запечник Емеля.
Сюжет этих сказок связан с тем, что герой отправляется в “тридевятое царство, тридесятое государство”, где находится все чудесное. Чудесное царство может быть расположено под водой, под землей, в далеком лесу. При этом всегда имеется в виду мифическое царство мертвых, проводником в которое чаще всего бывает Баба-Яга. От “своего” мира “иное” царство всегда отделено какой либо границей: это может быть тяжелый камень, столб с надписью, высокая и крутая гора, река или море; чаще всего на границе двух царств стоит избушка Бабы-Яги. Центральными событиями сюжета являются чудесная задача и ее решение. Поэтому для анализа сказок данного типа целесообразно составить “ Картотеку сказочных чудесных задач ”. Поскольку не все задачи на самом деле можно считать чудесными, мы сделали ее двухчастной:
“Реальные” задачи | “Фантастические” задачи |
Выиграть конские скачки. | За одну ночь построить дворец. |
Рассмешить царевну. | За одну ночь перенестись на другой конец света. |
Узнать царевну по приметам. | За одну ночь вырастить и собрать урожай. |
Узнать, из какой кожи сшиты башмаки. | За одну ночь сделать церковь из чистого воска. |
Спрятаться так, чтобы не сумели найти. | Привезти диковинки из “иного” царства. |
Принести огонь. | Кого-нибудь привезти из “иного” царства. |
Выполнение чудесной задачи означает для героя награждение и воцарение.
Работу над сказками данного типа необходимо строить с учетом их сюжетных особенностей. Сюжет их состоит из следующих мотивов (здесь используются “карты Проппа”):
Отправление | → | Трудная задача | → | Решение задачи | → | Награждение | → | Женитьба | → | Воцарение |
Вопросы и задания
- Почему задача, которую предстоит выполнить герою, называется чудесной?
- Зачем герою нужно выполнять чудесную задачу?
- Кто (что) может помочь герою решить чудесную задачу?
- Выделите сказочных героев, для которых характерно оборотничество, перевоплощение. С чем связаны метаморфические свойства героев? Какую роль метаморфические герои играют в сказочном сюжете?
- В каком мире – “своем” или “ином” – герой должен выполнить чудесную задачу?
- Каков “иной” мир в сказках о чудесной задаче?
- Найдите границу между “своим” и “иным” миром. Как она обозначена в тексте?
- Как герой попадает в “иной” мир?
- Сравните хозяина “иного” мира в сказке о чудесной задаче с хозяином “иного” мира в сказках о чудесных героях. Что общего между ними? В чем заключаются их отличительные черты?
- Из “карт Проппа” выберите карточки, на которых изображены (названы) события, встречающиеся в сказках о чудесной задаче. Составьте по ним свою сказку данного жанра.