Литература
1. Манн О.В. О движущейся типологии конфликтов // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.
2. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман 19 века. – Л., 1982 (гл. «Схема и дискуссия в романах натуральной школы». – С. 71).
3. Герцен и проблемы романа. Н.И. Пруцков. «Кто виноват?» // История русского романа в 2-х тт. – М.- Л., 1962.
4. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997. – С. 104.
5. Путинцев В.А. Герцен-писатель. – М.: Наука, 1952.
6. Лищинер С.Д. К вопросу о традициях «натуральной школы» в творчестве Герцена и Достоевского // Литературные направления и стили. – М., 1976.
Занятие 4. Романы И.Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» (2 часа)
1. Трилогия И.Гончарова. Оценка «Обломова» в русской критике.
2. Романы Гончарова и традиции «натуральной» школы.
3. Литературная традиция в романе «Обломов» («история человеческой души»).
4. «Диалогический конфликт» в «Обыкновенной истории» (Александр и Петр Адуевы).
5. Обломов в романе Гончарова («всероссийский тип»). Обломов и Штольц.
Литература:
1. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? (конспект).
2. Писарев Д.И. «Обломов». Роман Гончарова (конспект).
3. Дружинин А.В. «Обломов». Роман Гончарова.
4. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений – М., 1979.
5. Отрадин М.В. «Обломов» в зеркале времени // Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. статей. – Л., 1991.
6. Десницкий В. Трилогия Гончарова // Десницкий В. Избранные статьи по русской литературе 18-19 веков. – М.-Л., 1958.
7. Краснощекова Е. «Обломов» И.Гончарова. – М., 1970.
8. Мельник В.И. Реализм Гончарова. – Владивосток, 1985.
9. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров // «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997.
Занятие 5. И.Тургенев «Записки охотника», роман «Рудин» (2 часа)
1. «Записки охотника» – эпос крестьянской жизни. Своеобразие цикла, особенности проблематики; развитие принципов «натуральной школы».
2. Проблематика романов Тургенева. Общая характеристика, проблема героя.
3. «Рудин». Проблематика, тип героя. Своеобразие конфликта. «Диалогический конфликт» и развитие традиций «натуральной школы». Оценка романа в русской критике.
Литература:
1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М. -Л., 1962. С. 142-170.
2. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман 20-х-30-х гг. 19 века. – Л., 1982. С. 180-202.
3. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.
4. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика // И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.
Занятие 6. И.Тургенев «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (2 часа)
1. Тургенев «Дворянское гнездо». Проблематика романа. Общая характеристика, проблема героя. «Диалогический конфликт»: Лаврецкий и Паншин.
2. «Отцы и дети». Своеобразие конфликта. Проблематика, тип героя. Базаров: социальный, психологический, философский тип героя.
3. Оценка романа в русской критике: Писарев, Страхов и др.
Литература:
1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М. -Л., 1962. С. 142-170.
2. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман 20-х-30-х гг. 19 века. – Л., 1982. С. 180-202.
3. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.
4. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика // И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.
5. Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3т. т. 1. – Л., 1984.
6. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – Л., 1986.
Занятие 7. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и современной интерпретации». «Бесприданница» (2 часа)
1. Островский-драматург: традиции и новаторство. Повествовательные элементы в драме Островского. Первые драматические опыты писателя («Свои люди – сочтемся»).
2. «Гроза». История создания. Экспозиция. Система образов. Образ Катерины в драме. Поэтика.
3. «Бесприданница». Проблематика и поэтика. Лариса Огудалова в драме Островского.
4. Драма А.Островского в русской критике.
Литература:
1. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.
2. Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»
3. А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского».
4. А.Аникст Теория драмы в России от Пушкина до Чехова (История учений о драме). – М., 1972. - С. 282-298.
5. Штейн А. «Крутые характеры» и «горячие сердца» в городе Калинове // Штейн А. Критический реализм и русская драма 19 века. – М., 1962. – С. 249-256.
6. Холодов Е. Катерина Кабанова (опыт характеристики героини драмы Островского) // Русская классическая литература. Разборы и анализы. Сост. Д.Устюжанин. – М., 1969. – С. 244-268.
7. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 196-212.
8. Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н.Островского // Лебедев Ю.В. В середине века. Историко-литературные очерки. – М., 1988. – С. 275-300.
Занятие 8. Лирика Н.Некрасова (2 часа)
1. Основные мотивы лирики Н.Некрасова.
2. Проблема реализма в лирике Некрасова.
3. Принципы изображения действительности.
4. Форма выражения авторского сознания.
5. Композиционные и стилистические средства выражения авторского сознания.
Литература:
1. Б.О. Корман. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж, 1964. – 390 с.
2. Скатов Н. Литературные очерки. – М., 1985. – с. 118-156.
3. Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии 19в. Развитие стиля и жанра. – М., 1978. – с. 155-216.
4. Скатов Н. Некрасов: современники и продолжатели. – М., 1986. – с. 7-99.
5. Кулешов В.И. Проблема Н.А.Некрасова // Кулешов В.И. В поисках точности и истины. – М. 1986. - с. 89-96.
6. Корман Б.О. Лирическая система Некрасова // Н.А.Некрасов и русская литература. 1821-1971. – М., 1971. - с. 113-116.
Занятие 9. «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина (2 часа)
1. Сатира М.Е.Салтыкова. Традиции и новаторство.
2. Особенности сатиры Салтыкова. Поэтика.
3. «История одного города». Символика. Гротескно-трагическая партитура «Истории одного города».
Литература:
1. Д.Николаев «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. – М., 1971. – с. 187-300.
2. Л.В.Елизарова Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1876). – Калинин, 1977. – с. 20-27, 47-60.
3. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е.Салтыкова-Щедрина. – Саратов, 1980. – с. 20-27, 47-60, 91-113.
«Что делать?» (1 час)
1. Поэтика романа: система «двойников» (Лопухов – Кирсанов; «аристократ» – «неуклюжий студент» и проч.).
2. «Что делать?» как философско-интеллектуальный роман.
3. Богословская основа романа; христианская символика в «Что делать?»
4. «Особенный человек» Рахметов.
5. Образ Веры Павловны.
Литература:
1. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. 19 века: истоки и эстетическое своеобразие. – Л., 1974. – С. 207-256.
2. Пинаев М.Т. Чернышевский: художественное творчество. – М., 1984. – С. 19-104.
3. Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»: эстетическое своеобразие и художественный метод. – Л.: ЛГУ, 1979. – С. 22-38.
4. Руденко Ю.К. Чернышевский-романист и литературные традиции. – Л.: ЛГУ, 1989. – С. 117-143.
5. «Что делать?» Н.Г.Чернышевского: историко-функциональное исследование. – М., 1990. – С. 183-218.
6. Наумова Н.Н. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» – Л., 1978.