Император Александр III. Эпоха контрреформ.
План.
I. Начало реакционной политики.
II. Контрреформы в области образования и печати.
III. Контрреформы местного управления.
IV. Революционное движение. Зарождение марксизма в России.
[.Либеральное народничество.
2. Начало распространения марксизма.
3. Легальный марксизм.
Основные даты.
1882 — введение новых «временных правил о печати».
1883 — образование группы «освобождение труда».
1884 — введение нового университетского устава. \
1887 — циркуляр «о кухаркиных детях».
1889 — положение о земских участковых начальниках.
1890 — новое положение о земствах.
1892 — новое городовое положение.
1895 — образование «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
1898 —первый съезд РСДРП.
Основные понятия и термины.
Контрреформы, «временные правила о печати», циркуляр «о кухаркиных детях», земские участковые начальники, теория «малых дел», «освобождение труда», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», марксизм, легальный марксизм.
Исторические имена.
Д.А.Толстой, М.Н.Катков, К.П.Победоносцев, И.Д.Делянов, Г.В.Плеханов, Д.Благоев, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод, В.Н.Игнатов, Л.Г.Дейч, В.И.Ульянов (Ленин), Ю.О.Мартов, Г.М.Кржижановский, В.В.Старков, П.Б.Струве, Н.А.Бердяев.
Вступив на престол после трагической гибели своего отца, новый император Александр III (1881-1894) вынужден был выбирать между продолжением курса либеральных реформ или поворотом к реакции. Цареубийство явилось сильным потрясением для нового императора, и поэтому своей главной задачей он поставил подавление всякого революционного движения в России. Вдохновителями этого курса явились публицист М.Н.Катков и обер-прокурор св. Синода К.П.Победоносцев.
8 марта 1881 г. в комитете министров состоялось обсуждение «конституции» Лорис-Меликова. Которая после долгих дебатов не получила одобрения. 29 апреля 1881 г. Александр III подписал манифест «О незыблемости самодержавия», в котором провозглашалось, что новый император будет охранять самодержавную власть от всех попыток ее свержения или ограничения. На следующий день Лорис-Меликов подал в отставку. Вслед за ним в отставку ушли многие «либеральные» министры правительства Александра II. Однако в обстановке политического брожения Александр III не решался сразу менять политический курс. Новый министр внутренних дел Н.П.Игнатьев во многом продолжил политику своего предшественника. Реакционный курс окончательно восторжествовал лишь в мае 1883 г., когда на место Игнатьева был назначен Д.А.Толстой, а министром народного просвещения стал И.Д.Делянов. Именно с этого времени начался ряд «реформ наизнанку», которые ограничивали или искажали либеральные реформы 60-х гг.
2. Контрреформы в области образования и печати.
Наиболее ярко реакционный курс правительства проявился в отношении печати и учебных заведений. 27 августа 1882 г. правительство ввело новые «Временные правила» о печати, установившие жесткий административный контроль за периодической литературой и книгами. В 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные газеты и журналы: «Отечественные записки», «Московский телеграф», «Голос» и т.д. В 1884 г. был издан новый университетский устав, во многом ограничивающий действие старого устава 1864 г. Во главе университетов был поставлен попечитель, назначавший деканов факультетов и призванный наблюдать как за ходом учебных занятий, так и за общей жизнью университета. Ректор, облеченный широкими административными полномочиями, и профессора факультетов стали назначаться министром народного просвещения. Существенно сузились права и значение ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Особая инспекция была введена для контроля за занятиями студентов и для надзора за их поведением.
5 июня 1887 г. был издан циркуляр, получивший название «о кухаркиных детях». Этот документ предлагал принимать в гимназии «только лиц, предоставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». По замыслу авторов, это должно было привести к тому, что гимназии «освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить их из среды, к коей они принадлежат». С этой же целью была повышена и плата за обучение.