Содержание
ББК 60.93я73
Учебно-методический комплекс
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
И ЗАРУБЕЖНОЙ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Ю.И. Венгер
Витебск
Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
2008
УДК 364:368.4(075.8)
ББК 60.93я73
В29
Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». Протокол № 2 от 19.12.2007 г.
Автор: доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат исторических наук Ю.И. Венгер
Рецензент: доцент кафедры истории Беларуси УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат исторических наук А.Л. Дединкин
В29 | Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной работы: учебно-методический комплекс / Ю.И. Венгер. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 195 с. |
ISBN 978-985-425-896-6
Учебно-методический комплекс составлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего образования для специальности «Социальная работа»
[1-860101-1-860101-02] и базовой учебной программы по соответствующей дисциплине. Он может использоваться как для промежуточного, так и для итогового контроля знаний студентов, а также будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
|
|
УДК 364:368.4(075.8)
ISBN 978-985-425-896-6 | © Венгер Ю.И., 2008 © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008 |
Введение…………………………………………………….. | |
Глава І. Зарождение социальной помощи и благотворительности в древности ……………………………………… | |
Глава ІІ. Благотворительность в эпоху средневековья ….. | |
Глава ІІІ. Становление государственной системы благотворительности (XVI–XVIII вв.) …………………….. | |
Глава ІV. Система благотворительности в XVIII – в начале ХХ вв. …………………………………………………………. | |
Глава V. Социальная работа на Беларуси в советский период ………………………………………………………… | |
Глава VІ. Формирование современной системы социальной работы на Беларуси ……………………………. | |
Глава VII. Социальная работа за рубежом в ХХ веке ……. | |
Глава VIII. Социальная работа в странах Азии, Африки и Латинской Америки в XX веке …………………………….. | |
Тематика семинарских занятий …………………………. | |
Словарь основных терминов….…….…..………………... | |
Вопросы к экзамену …………………….………………….. | |
Вопросы к государственному экзамену …………………. |
Проблема благотворительности и призрения актуальна на любом историческом этапе. Особенно остро она проявляется в настоящее время. Основные задачи данного учебного пособия заключаются т в том, чтобы дать определенное, систематизированное представление об условиях и путях становления, формах и методах развития социальной работы в мире и Беларуси, ее осуществления как в «закрытых», так и в «открытых» формах призрения различных категорий нуждающихся, определить характерные черты и особенности того или иного периода в связи с социальной историей страны.
|
|
Если кратко рассмотреть ход истории, увидим все разнообразие средств поддержания социального мира. Требование «хлеба и зрелищ» можно рассматривать как лозунг социальных работников Древнего Рима; идеализация нищенства в период раннего и классического средневековья приводит к формированию основных правил подачи милостыни, исходивших из принципа «Бог все видит – Он и рассудит»; можно физически уничтожать изгоев общества, и «охота на ведьм» в XVI–XVII веках в Европе выступает средством социальной работы; есть возможность «уничтожить» нищету путем изоляции бедняков в работных и смирительных домах в XVI–XVII веках; можно поддержать более-менее достойный образ жизни нуждающихся за счет имеющихся у общества амортизационных фондов.
Нельзя судить о цели социальной работы, исходя из современных представлений о средствах и формах помощи и поддержки нуждающихся слоев населения. Вследствие этого курс истории социальной работы необходимо показывать в разрезе человека в истории.