Театр
АНТИЧНОСТЬ
Статуэтки из Танагры. VI в. до н. э.
Сидящая девушка из Танагры. Конец IV — начало III в. до н. э.
Стоящая девушка из
Танагры. Конец IV —
начало III в. до н. э.
отия, в частности Танагра, становятся крупными центрами терракотовой скульптуры. О высоком уровне искусства малых форм в этот период свидетельствуют живая грация изображенной натуры и острая наблюдательность авторов таких произведений. На большинстве статуэток сохранилась изящная раскраска, позволяющая сделать вывод, что многоцветное решение камерной скульптуры зачастую бывало гораздо более тонким, чем в монументальных произведениях. Легкий и нежный колорит — фисташково-зеленые, светло-голубые, розоватые тона — подчеркивает радостный и грациозный характер образов. К излюбленным сюжетам относятся мифологические эпизоды, трактованные в жанровом плане, а также чисто бытовая тематика. Преобладают изображения женских фигурок, кроме того, популярны динамичные по пластическому замыслу статуэтки, изображающие актеров, мимов, а иногда и гротескных персонажей, героев комедий и фарсов (сварливая старуха, ростовщик-меняла и т. п.). По художественному типу и тематике Т. с. близки статуэтки малоазийс-кого происхождения. Они отличаются более яркой раскраской, хотя и уступают Т. с. в отношении изящества пропорций.
|
|
ТЕАТР (от греч. Й1еа1хоп — место для зрелищ, собраний), здание для представления трагедий и комедий в античных городах. Поскольку театраль-
ные представления родились в Греции, именно там стали в классический период строить монументальные театральные здания, состоящие из театрона, орхестры и скены. Греческий Т. сооружался амфитеатром на склоне холма, у подножия которого располагались орхестра и скена. Места для зрителей высекались прямо в склоне холма.
Орхестра представляла собой круглую площадку для выступления хора и актеров, театрон (места для зрителей) окружал орхестру на три четверти ее периметра. Вокруг орхестры устраивался канал для стока дождевой воды, перекрытый каменными плитами. За невысокой балюстрадой и широким проходом, в первых рядах театрона, располагались мраморные кресла для жрецов и высших лиц полиса. Так, в афинском театре Диониса в центре ряда стояло кресло для верховного жреца этого божества, тем более что театральные представления являлись частью дионисийских празднеств. Скена являлась пристройкой для переодевания участников представления и хранения театрального реквизита. До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, и только позднее их стали строить как монументальные каменные сооружения. В частности, скена стала к III в. до н. э. прямоугольным двухэтажным зданием с невысоким портиком проскением (просцениумом). Его плоская кровля (логейон) являлась основной игровой плошал:-:: в то время как на орхестре помещался хор. Г;:га:-: