Золотой браслет из Ветулонии. VII в. до н. э.
роспись по сухой штукатурке, по поверхности монолитной стены). Живописными композициями покрывалось все пространство погребального помещения вплоть до потолка. Характерным примером росписи в Э. и. является т. н. гробница Быков, где имеются не только декоративные изображения и сюжетные сценки, но и имитированные детали храмовой архитектуры: двускатная кровля, продольная балка и т. д. В последующую эпоху композиции росписей в гробницах приобретают более дробный характер. Вместе с тем живопись У1-1У вв. до н. э. свидетельствует о необыкновенном интересе этрусских мастеров к передаче движения, к пейзажу, жанрово-бытовым сюжетам.
Лишь в IV в. до н. а эта тематика сменяется трагически-созерцательными образами (росписи гробницы Чудовищ, IV в. до н. э.), и одновременно большую утонченность и разнообразие обретают приемы живописной техники. Более тщательной и искусной становится моделировка, расширяется цветовая гамма, появляется большая точность в передаче деталей. Редким памятником погребальной живописи IV в. до н. э. является расписной саркофаг из Тарквиний, выполненный в мраморе и украшенный снаружи сценами борьбы греков с амазонками. Характерны не только свобода и смелость рисунка, точность деталей, но и чувство пространства и объема, проявленное этрусским мастером. Движения фигур переданы с предельной экспрессией. Можно сказать, что в эту эпоху этруски настолько же превосходят греков в живописи, насколько уступают им в вазописи.
Искусство керамистов, торевтов и ювелиров Этрурии не менее своеобразно. Произведения этих мастеров долгое время служили статьей дохода для многих этрусских городов и областей. В VII в. до н. э. в Э. и. широко распространилось изготовление ювелирных изделий, украшенных орнаментальными и фигурными композициями. Фибулы, бляхи и украшения выполнялись из золота и по стилю напоминают произведения «звериного» стиля мастеров Северного Причерноморья. Вместе с тем в орнаменте используются чисто греческие формы — треугольники, зигзаги, меандр. Замечательным мастерством отмечены прославленные современниками золотые изделия из Ветулонии, украшенные
фигурками животных, сфинксов, процессий зверей и птиц — мотивами, пришедшими из древнегреческой вазописи VII в. до н. э. Широко используется техника грануляции; нередко золото сочетается с другими материалами. Однако полихромия в Э. и. торевтики не была популярна, мастера предпочитали однородный материал, но разнообразную обработку его фактуры. Во второй половине VI в. до н. э. ремесленники освоили производство резных камней, интерес к которым был вызван знакомством с греческими геммами. В V в. до н. э. все чаще появлялось в ювелирных изделиях изображение человеческого лица. Все увереннее отходили этруски от условных и обобщенных форм, стремясь к большей достоверности и конкретности изображений.
Э. и. оказало сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых этрусские мастера были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От этрусков римляне переняли и некоторые особенности политического устройства, структуру и вооружение армии, ряд особенностей мифологии, религии и светской символики. Возможно, через этрусков италийские племена Северной и Средней Италии восприняли греческое письмо.
Интерес к памятникам Э. и. существовал еще в эпоху Средневековья, но особенно популярны они становятся в эпоху Возрождения, когда римские и флорентийские гуманисты впервые описывают, реставрируют, изучают этрусские памятники наряду с греческими в поисках истоков собственной культуры и следов золотого века.
Литература:
Елъницкий Л. А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков // Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.
Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.
Чубова А. П. Этрусское искусство. Альбом. М., 1972.
ЭТРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ, монументальные росписи, выполненные главным образом на стенах погребальных сооружений и на поверхности каменных и глиняных саркофагов этрусскими мастерами в ЛПЛ-1 вв. до е а Э. ж. — сфера искусства, отличающаяся необычайной самобытностью и оригинальностью, по своей художественной роли и достоинствам сопоставимая с областью скульптуры в искусстве классической Греции. Как и остальные памятники этрусского искусства, произведения Э. ж. классифицируются в соответствии с принятым в настоящее время разделением процесса развития этрусской культуры на три этапа (ориентализиру-ющее, архаическое и эллинистическое искусство). Следует отметить, что нередко употребляемое по отношению к искусству этрусков определение