Цели и задачи освоения дисциплины
Бакалавр
Рабочая программа дисциплины
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дополнения и изменения приведены в контрольных экземплярах рабочей программы, находящихся на кафедре, факультете и в методическом отделе академии.
[1] Блиц-опрос проводится дважды.
«ИСТОРИЯ РОССИИ»
Направление подготовки
080500.62 «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»
Квалификация (степень) выпускника
Форма обучения
очная, заочная
Саранск 2013г.
Целями освоения дисциплины «История России» являются:
1. Формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации.
2. Формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России.
3. Введение студентов в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
4. Выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачами освоения дисциплины «История России» являются развитие у студентов следующих знаний, умений и навыков личности:
1. Знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества.
2. Способность работать с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников.
3. Навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.
4. Творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
5. Умение логически мыслить, вести научные дискуссии.
6. Воспитание нравственности, морали, толерантности.
7. Понимание многообразия культур, и цивилизаций в их взаимодействии, многовариативности исторического процесса.
8. Понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России.
9. Понимание места и роли личности, человеческой общности в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами.
Дисциплина Б.1.Б.2 «История России» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу базовой части профессионального блока подготовки бакалавра по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика».
Для успешного освоения учебной дисциплины студенту необходимо обладать программными знаниями среднего полного (общего) образования в области Всемирной истории, Истории России, Основ политологии, Основ культурологи.
Учебная дисциплина «История России» изучается в первом семестре на первом курсе, является предшествующей для изучения всего гуманитарного блока связана с такими дисциплинами как, политология, философия, экономическая теория.
3 Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «История России».
Интегрированными результатами изучения курса должно стать приобретение студентами следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-11, ОК-18 в том числе, исторической компетентности.
Понятие «компетентность» рассматривается как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, с помощью знаний полученных при изучении курса «История».
Основные составляющие «компетентности»:
1. Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Способность распознать и ответить на вопросы: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему именно так, а не иначе?».
2. Владение «русским историческим языком», специальной терминологией, умением «читать» исторические источники.
3. Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели.
4. Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (вспомнить о недостающей информации или выбрать соответствующий источник информации и найти ее в нем).
5. Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа имеющейся и собранной информации.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
1. Основные направления, проблемы, теории и методы истории;
2. Движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
3. Различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
4. Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
5. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
1. Логически мыслить, вести научные дискуссии;
2. Работать с разноплановыми источниками;
3. Осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
4. Получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
5. Преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
6. Формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
7. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.
8. Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
1. Представлениями о Российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма.
2. Навыками анализа исторических источников.
3. Приемами ведения дискуссии и полемики.
4. Структура и содержание дисциплины «История России»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.