Порядок открытия, переоформления и закрытия счета, Виды счетов

Банковский счет клиента-это внутренний документ банка в форме книги(страницы книги), где фиксируется реальное перемещение денег(нал. и безнал.), т.е. поступления и расходы клиента в результате совершения им определенных сделок. Банк и клиент заключают договор об открытии и ведении конкретного (банковского)счета. В соответствии с этим банк принимает на себя обязательства:

-проводить по счету клиента в пределах своей компетенции все виды банковских операций, предусмотренных действующим законодательством;

-обеспечивать сохранность всех денежных средств,,поступивших на счет клиента;

-проводить операции по списанию средств со счета клиента по безналичным расчетам по его поручению;

-обеспечить конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и операциях, проводимых по счетам клиента;

-выдавать клиенту выписки с его счета;

Расчетный, текущий или любой другой счет может открываться клиенту как за отдельную плату, так и бесплатно. За услуги по расчетному обслуживанию банк взимает с клиента плату в размере установленного договором фиксированного процента от суммы совершаемого платежа. Открытие расчетного счета в банке бесплатно предполагает, что банк сможет предоставлять клиенту Расчетный счет открывается предприятиям независимо от формы собственности для осуществления предпринимательской деятельности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющих статус юр.лица. Расчетные счета предназначены для хранения денежных средств предприятий и совершения расчетов по их основной деятельности. На эти счета зачисляются средства, перечисляемые в безналичном порядке, также вносимые наличными. Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец. По мере совершения операций банк выдает клиенту выписку по расчетному счету. Владелец счета имеет право распоряжаться своими средствами по своему усмотрению. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую независимость, а также юридическую. По этому счету осуществляются операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением их производства, производственными и иными расходами. Предприятиям, имеющим вне места нахождения различные нехозрасчетные подразделения(филиалы), могут быть открыты субсчета в банках по месту их нахождения. Расчетный субсчет-это подсобный счет, операции по которому ограничиваются и осуществляются по разрешению владельца основного счета. По субсчету возможны такие операции как зачисление поступающей выручки и последующее перечисление ее на основной расчетный счет, расчетные операции от имени головного предприятия.

Текущий счет – это счет для финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Текущий счет предназначен для хранения денег, целевого финансирования его владельца, а также расчетных операций, осуществляемых в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах,. По текущему счету совершаются операции, связанные с оплатой труда и выплатой административно- хозяйственных расходов. Такого рода счета обычно открываются филиалам, представительствам. По сравнению с владельцем расчетного счета самостоятельность владельца текущего счета ограничена, так как он распоряжается средствами на текущем счете в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Разновидностями текущего счета являются:

-бюджетные счета;

-счета для внебюджетных фондов;

-инвестиционные и конверсионные счета.

Бюджетные счета – это счета, открываемые предприятиям и организациям при выделении им денежных средств из федерального, регионального или местного бюджета для осуществления определенных видов деятельности. Формой предоставления денежных средств могут быть субсидии, субвенции, дотации и другие виды государственных ассигнований и финансирования, если оно не осуществляется путем зачисления денег на текущий и расчетный счет. В зависимости от характера учитываемых операций бюджетные счета подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов, текущие счета внебюджетных средств.

Инвестиционные и конверсионные счета – это счета, владельцами которых являются предприятия по учету средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе на финансирование конверсионных и инвестиционных программ.

Счет недоимщиков - это рублевый счет, который предназначен для отражения операций погашения юр.лицами –недоимщиками - задолженности перед бюджетами или внебюджетными фондами.

Субрасчетные счета, открываются филиалам (отделениям) и представительствам коммерческих организаций – юридических лиц на имя самих этих организаций или по их ходатайству. Закрытие счета осуществляется по решению владельца счета.

Платежные документы должны быть изготовлены как в бумажном виде так и в электронном. С учетом особенностей оформления они должны содержать ряд обязательных реквизитов: наименование, дату выписки, сумма цифрами и прописью, № счетов, номер расчетного документа и код его формы, вид платежа, наименование плательщика и получателя, идентифицированные номера налогоплательщиков (ИНН), наименование и местонахождение банков плательщика и получателя, номера их корреспондентских счетов, субсчетов, банковских идентифицированных номеров(БИК), назначение и вид платежа, очередность платежа, вид операции в соответствии с перечнем условных обозначений(шифров) документов, проводимых по счетам в банках, подписи уполномоченных лиц и оттиск печати. При заполнении расчетных документов не допускаются исправления, помарки, подчистки. Выписывается и сдается в банк число экземпляров, необходимое количество для всех участников. Расчетные документы действительны к предъявлению в течении 10 календарных дней, не считая дня выписки. Они принимаются банком к исполнению независимо от их суммы. Закрытие счетов возможно; если принято решение собственников о ликвидации или реорганизации; при наличии решения о прекращении деятельности предприятия из-за не выполнения условий договора на банковское обслуживание нарушение клиентом условий договора или признания предприятия банкротом. Если счет закрывается по желанию его владельца, то вместе с заявлением последний возвращает чековую книжку и письменно подтверждает остаток средств на счете на день закрытия. В данной ситуации остаток средств на счете выдается клиенту или перечисляется на другой счет.

Документы необходимые для открытия расчетного счета:

-заявление на открытие счета, которое должно быть подписано лицами,, имеющими право первой подписи(руководитель, гл.бух.) скреплено оттисками печати клиента;

-копии устава, учредительного договора, протокола №1 общего собрания, свидетельства о регистрации предприятия, приказа о назначении главного бухгалтера;

-справки о присвоении кодов (из Государственного комитета по статистике);

-документ из налогового органа о постановке на учет (подлинник);

-копии документов, подтверждающие регистрацию в Пенсионном фонде РФ, обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования;

-карточка с образцами подписи и оттиска печати.

Учредительные документы должны быть удостоверены нотариально или регистрирующими органами. При заполнении банковских карточек подписи фиксируются только в присутствии нотариуса и должностного лица вышестоящей организации. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия или его заместителю, право второй подписи главному бухгалтеру, а при отсутствии этой должности в штате –лицу, на которое возложены обязанности ведения бухгалтерского учета. Предоставление права подписания документов указанным лицам должно быть оформлено приказом по предприятию. Наличие этих двух подписей на расчетных документах является обязательным условием для принятия их к исполнению банком. В случае открытия подразделению субсчета, то необходимо разрешение (приказ) от головного предприятия с перечислением тех операций, которые им можно совершать по этому счету.

Открытие счета происходит на основании договора на расчетно-кассовое обслуживание, заключаемом между банком и клиентом, в соответствии с этим банк берет на себя обязательства:

-по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию(проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг)

-по обеспечению сохранности денежных средств, поступающих на счет клиента и возврат их по требованию клиента

- по обеспечению банковской тайны о счетах и операциях клиента.

Клиент обязан:

-представлять в банк документы, необходимые для открытия и ведения счета;

-соблюдать законодательство;

-представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность и другие документы необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания;

-предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета.

Клиент в свою очередь несет ответственность:

-за достоверность информации представляемой банку для открытия счета и ведения операций по ним;

-за предоставление кассового прогноза на квартал;

-за нарушение сроков оплаты услуг, оказанных банком;

-за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке.

В договоре указываются штрафные санкции за нарушение условий договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: