Й орнаментальный комплекс
Й орнаментальный комплекс
Узоры первого, наиболее древнего орнаментального комплекса составлены из прямых линий и геометрических фигур: треугольников, ромбов,
квадратов, прямоугольников, кругов. К ним относятся собранные из отрезков окружности вихревые и многолопастные розетки, иногда вписанные в круг. Нередко поверхность геометрических фигур бывает детально разработана: их очертания неоднократно дублируются; в ромбах и квадратах попарно соединяются треугольники; прямоугольники делятся диагоналями. Многообразны ленточные орнаменты: зигзаг («узор пилы»), цепи треугольников и поставленных на угол квадратиков, косые кресты, бордюрная диагональная сетка, наклонные линии в окантовке, ряды «елочек», шевронов.
Эти узоры более полно представлены в резьбе по дереву, отчасти — в вышивке и аппликации. Основные принципы композиции — бордюр и розетка. Большинство описанных орнаментированных вещей было сосредоточено в юго-восточном регионе, в основном в горных и прилегающих районах.
|
|
Второй орнаментальный комплекс представляют кускарные узоры. Из одинарных и парных завитков выстраивались бордюрные полосы или составлялись сложные композиции, заполнявшие значительную часть поверхности
предмета. Часто использовались значки в виде интегралов, иногда объединенные в вихревую розетку. Кроме вышивки, орнаменты данного комплекса применялись в аппликации на сукне и тканях, в тиснении по коже; на ювелирных изделиях.
Данный орнаментальный комплекс был характерен для декоративного искусства населения горного Урала и Зауралья.
Третий орнаментальный комплекс состоял из стилизованных мотивов цветочно-растительного происхождения. В основном он применялся в тамбурной вышивке, а также в вышивке бисером, жемчугом, металлической нитью, на женских головных уборах (колпачках) и мужских тюбетейках; в орнаменте ювелирных украшений; в тиснении по коже на сумках, налучьях и колчанах. В XX веке это направление узоротворче-ства неожиданно проявилось в производстве паласов. Тамбурная вышивка была самой плодотворной областью применения и развития «цветочных» орнаментов. Старинные вышивки, выполненные обычным петельным швом, отличались контурным рисунком. Сохранились многие варианты узких бордюрных узоров, полосного орнамента, в которых стилизованные листья на стеблях и цветы причудливо сплетены в гирлянды. Те и другие сочетались в вышивке на занавесях, подзорах, полотенцах; отдельные растения или Ьукеты помещались в углах скатертей, намазлыков, платков. Позже получило распространение применение растительных орнаментов в вышивке женской и мркской одежды.
Узоры данного орнаментального комплекса были распространены повсеместно, за исключением юго-восточного региона.