РАЗДЕЛ 1. Методологические основы экономического анализа
Экономический анализ
Семинар № 8.
Семинар № 7.
Семинар №6.
1. Прикладная социальная психология (предмет и задачи).
2. Влияние социальных факторов на процесс развития социальной психологии.
3. Социальное познание (влияние контекстов на социальное суждение).
4. Способы социального объяснения.
Литература:
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. 2000.
2. Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.
3. Майерс Дж. Социальная психология.
4. Ильин И. Постмодернизм. Словарь. СПб. 1999.
5. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону. 1998. с.
1. Современное состояние психоаналитической мысли (социально ориентированные идеи К. Хорни, Э. Фромма, Хаинца Кохута).
2. Структурный психоанализ в работах Ж. Лакана (идея зеркала).
3. Характеристика массовидных явлений с позиции психоанализа.
Литература:
1. Овчаренко В.А Классический и современный психоанализ. 2006.
|
|
2. Лейбин В. П. Постклассический психоанализ. 2003
3. Старовойтов В.В. современный психоанализ. 2008.
4. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М. 2004
1. Основные средства коммуникации.
2. Ведущие каналы коммуникации и проблема распознавания лжи.
3. Технические средства и практики распознавания лжи.
Литература:
1. Экман П. Психология лжи.
2. Семечкин Н. И. Социальная психология. Ч. 2. Владивосток 2003.
3. Добрович А. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ "Яуза", 1996.
4. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М. 2004
Жашкевич Люция Рахиповна
Савицкая Г.В., Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Артеменко В.Г., Анисимова В.Г. Экономический анализ: учебное пособие
ТЕМА 1. Содержание, роль и задачи экономического анализа (ЭА)
Экономический анализ – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Появляется с развитием бухгалтерского учета; развивается в эпоху рыночных отношений (2 пол. 19 века); обособляется в специализированную отрасль знаний во 2 половине 20 века.
Комплексный экономический анализ (АХФД) - это комплексное изучение работы организации, позволяющее дать ее объективную оценку, выявить закономерности и тенденции развития, определить перспективные задачи, вскрыть резервы производства, наметить пути повышения эффективности ее деятельности.
Содержание ЭА:
- исследование экономических, технических, технологических, организационных и других сторон работы организации, факторов и причин их обуславливающих;
|
|
- научное обоснование внутрихозяйственных планов, контроль за их выполнением;
- объективная оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и достигнутого организационно-технического уровня производства;
- выявление внутрихозяйственных резервов и их использование, недостатков и их устранение в целях дальнейшего повышения эффективности работы;
- контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Роль экономического анализа – подготовка данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений:
планирование (определение основных направлений деятельности)
учет и контроль (сбор, систематизацию и обобщение информации)
ЭА (аналитическая обработка данных, выявление факторов, возможностей)
принятие управленческого решения
Задачи экономического анализа:
- проверка обоснованности показателей внутрихозяйственного планирования, их напряженности и реальности выполнения;
- контроль за ходом выполнения договорных обязательств, внутрихозяйственных планов, подведение итогов и оценка их выполнения;
- выявление причин, повлиявших на их выполнение;
- изыскание резервов производства, передовых методов организации труда, применение достижений НТП;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов;
- контроль за выполнением мероприятий
Принципы экономического анализа:
- Научность - Комплексность - Системность - Объективность - Точность | - Достоверность - Действенность - Оперативность - Демократизм - Эффективность |
Виды ЭА:
- уровень процессов и явлений:
макро- и микроэкономический;
- время проведения:
оперативный, итоговый, перспективный;
- круг исследуемых вопросов:
полный, тематический;
- методика изучения объекта:
качественный, количественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический;
- пространственный признак:
внутрифирменный и межфирменный;
- роль в управлении (содержание):
внешний (финансовый) и внутренний (управленческий)
· финансовый анализ
- цель: изучение финансового положения организации и факторов его формирования
· управленческий анализ
- цель: повышение эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации и поддержание ее конкурентоспособности
Отличия:
- цели и задачи
- субъекты анализа
- наличие регламентаций
- источники информации
Бенч-маркетинг – внутрифирменный анализ предприятия, в частности анализ филиальной сети.
Объекты – экономические результаты хозяйственной деятельности
Предмет – причинно-следственные связи экономических явлений и процессов
Главный методологический вопрос – классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей
Субъекты – исполнители и пользователи ЭА
Источники информации - нормативно-плановые; - учетные; - внеучетные | Требования к источникам информации: - аналитичность; - достоверность; - оперативность; - сопоставимость; - рациональность |