Массовые формы

Групповые формы организации внеурочной работы по технике охватывают лишь часть учащихся, которые проявляют повышенный интерес к данной деятельности. Для того чтобы расширить пропаганду научно-технических достижений, а также выявить основные направления и подвести итоги внеклассной и внешкольной работы, необходимо максимально использовать массовые формы организации внеурочной работы по техническому творчеству учащихся, которые предполагают проведение ряда массовых мероприятий с временными коллективами.

В организации и проведении данной работы самое активное участие принимают члены технических кружков, факультативов по технике, УКБ, НТОУ, первичных организаций ОО БОИР и других объединений учащихся. В школах, внешкольных и других учреждениях Республики Беларусь сложились традиционные массовые формы организации внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству учащихся, которые можно условно разделить (по основному предназначению или главному преобладающему признаку) на две группы: информационно-обучающую и состязательно-итоговую (рис. 2).

В информационно-обучающую группу входят: производственные экскурсии; встречи с учёными или новаторами производства; устные технические журналы, радиогазеты и кинопросмотры; уголки научно-технической информации, бюллетени и стенгазеты; деловые игры по технике; научно-популярные лекции; научно-технические конференции; недели науки, техники и производства и т.п.


Рис. 2. Схема массовых форм внеурочной работы по техническому творчеству учащихся

Состязательно-итоговая группа включает: конкурсы юных техников; технические турниры; утренники или вечера техники; смотры научно-технического творчества молодёжи; слёты юных техников; олимпиады по технологии; спортивно-технические соревнования; выставки технического творчества учащихся, технические музеи и т.п..

Кратко охарактеризуем и выделим особенности организации и проведения некоторых информационно-обучающих и состязательно-итоговых мероприятий по технике. Большинство форм массовой работы применяется в комплексе с другими, что оправдано с методической точки зрения. Проведение различных внеклассных и внешкольных мероприятий, вместе с оформлением уголков научно-технической информации и выставками технического творчества, проведение конкурсов и турниров юных техников обогащает их содержание. К наиболее комплексным мероприятиям можно отнести неделю науки, техники и производства, утренники и вечера техники и др.

Одними из наиболее распространённых информационно-обучающих форм первоначальной массовой организации как внеклассной, так и внешкольной работы по техническому творчеству являются производственная экскурсия и встречи с учёными или новаторами производства. Свое название экскурсия получила от латинского слова excursio, что означает вылазку, коллективное посещение чего-нибудь, поездку, прогулку. В этом смысле под производственной экскурсией следует понимать такую форму организации внеурочной работы по техническому творчеству, при которой учащиеся закрепляют имеющиеся знания и/или овладевают новыми в процессе посещения объектов народного хозяйства, изучают основы современного производства и знакомятся с трудом работников промышленности и сельского хозяйства, а также анализируют и обобщают полученные сведения при подведении итогов.

Проведение производственной экскурсии осуществляется в три этапа. Первый этап – подготовка экскурсии, связанная с выбором объекта изучения; постановкой цели и задач, при решении которых учащиеся должны ответить на конкретные вопросы; уточнением того, кто будет выступать в качестве экскурсовода (сам учитель или работник предприятия, учреждения и др.).

Второй этап составляет содержательную часть экскурсии, которая заключается в усвоении изучаемого материала в процессе рассказов, объяснений, демонстрации и бесед о свойствах основных частей и деталей машин и механизмов, особенностях современных технологий и преимуществах новейших технологических процессов и т.п. На этом этапе необходимо максимально активизировать техническое мышление учащихся путём своевременных и правильно поставленных вопросов, а также рекомендовать экскурсантам записывать важнейшие положения, делать эскизы, зарисовки и другие заметки.

На третьем этапе подводятся итоги экскурсии. Они могут выражаться в форме устных и письменных отчётов, семинаров, конференций, а также организации выставок технического творчества учащихся и др.

Встречи с учеными или новаторами производства являются массовой формой научно-технической пропаганды молодёжи, в процессе которой ученые, передовики производства и другие гости выступают перед учащимися с целью популяризации своих достижений и воспитания у юных техников стремления к научно-техническому творчеству. Они могут проводиться самостоятельно, а также приурочиваться к проведению других массовых мероприятий. Администрация или педагогический коллектив учреждения устанавливают связи с научными или промышленными коллективами.

Данные мероприятия можно организовать, например, как дни встреч с новаторами производства, во время которых гости присутствуют на урочных и внеурочных занятиях, демонстрируют свои способы и приёмы работы, инструменты и приспособления и т.п., делятся опытом, знакомятся с разработками учащихся и помогают определить основные направления развития творческой технической деятельности. Всё это способствует тому, что многие дети начинают подражать передовикам производства, профессионально ориентируясь в будущем.

Заканчивается день встречи торжественным собранием, на котором подводятся итоги встречи и намечаются перспективные планы на дальнейшее сотрудничество, а также вручаются приглашённым подарки, сувениры, детские поделки и др.

Научно-техническая конференция (лат. conferre – собирать в одно место)форма массовой внеурочной работы с учащимися по техническому творчеству, осуществляемая в качестве собрания учеников и учителей, научных сотрудников и инженеров для обсуждения различных проблем, изучение и решение которых пропагандирует новейшие достижения науки и техники, раскрывает вопросы организации, технологии и экономики производства.

Отличительной особенностью данного мероприятия является то, что новые знания учащиеся получают самостоятельно из литературы, докладов и сообщений, сделанных другими участниками пленарного и секционных заседаний. Руководящая роль педагогов и других специалистов заключается в том, что они организуют выступления, вносят дополнения и уточнения в доклады, обобщают результаты конференции с целью развития инициативы, активности и чувства ответственности учащихся перед коллективом.

Большое значение играют конференции в образовательном и воспитательном плане. При подготовке к ним учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с научно-популярной и специальной литературой, учатся анализировать и обобщать, отличать главное от второстепенного, работать с наглядными пособиями и приборами, демонстрировать их во время докладов, выполнять эскизы и чертежи, схемы и рисунки на доске, применять технические средства обучения и др.

Среди состязательно-итоговых форм массовой работы наиболее распространёнными считаются тематические вечера техники и выставки технического творчества учащихся. Неотъемлемой частью программы ряда мероприятий являются конкурсы и турниры юных техников, которые могут организовываться и самостоятельно.

Слово “конкурс” в переводе с латинского concursus обозначает сход, стечение; столкновение. Конкурс юных техниковэто массовая форма внеурочной работы по техническому творчеству, предполагающая соревнование с целью отбора и поощрения участников-победителей за лучшее выполнение теоретических и практических заданий.

Одной из разновидностей данного мероприятия может быть конкурс трудового мастерства, направленный на улучшение профессионального обучения, совершенствование подготовки учащихся к труду на производстве, воспитание любви к рабочим и сельскохозяйственным профессиям. Все организационные вопросы конкурса решают оргкомитет и жюри, в состав которых входят администрация учреждения, учителя-предметники, руководители технических кружков, а также представители базовых предприятий (хозяйств) и общественных организаций.

Особенностью конкурсов юных техников является то, что кроме практических работ участники сдают теоретический зачёт (по основам черчения и материаловедения, рационализаторства и изобретательства, технологии обработки конструкционных и природных материалов и др.). Большое внимание уделяется вопросам по соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда.

Технический турнир (фр. tournoiсостязание в боевой ловкости и силе рыцарей Западной Европы в средние века)это массовая форма внеурочной работы по техническому творчеству, которая проводится на конкурсной основе как публичное состязание не команд, а отдельных участников по круговой системе. Все участники имеют между собой по одной (иногда и более) встрече.

Оргкомитет составляет план подготовки и проведения технического турнира: выбор участников, жюри и ведущих; составление заданий и сценария; подготовка необходимого оборудования, материалов и документации; разработка критериев оценок отдельных конкурсов; учреждение призов и других наград победителям, подготовка сувениров для гостей и т.п.

Проведение турнира по технике может быть приурочено к какому-либо важному событию в жизни учебного заведения, знаменательной дате, утреннику или вечеру техники и т.п.

Утренники или вечера техники являются одними из наиболее распространённых, увлекательных и полезных форм массовой внеурочной работы с учащимися. Они помогают в яркой и занимательной форме расширить и углубить знания, полученные учениками на уроках, привлечь внимание школьников к миру новых научно-технических идей, способствуют развитию их интереса к науке, технике и производству, активизируют у ребят стремление больше узнать и понять.

Комплексный характер деятельности определил разнообразие в видах и содержании сценариев данных мероприятий. Например, в педагогической практике внеклассной работы сложились следующие виды вечеров: тематические (посвящённые отдельным научно-техническим проблемам); юбилейные (приуроченные к знаменательным датам жизни и деятельности выдающихся отечественных и зарубежных деятелей науки и техники); праздничные (связанные с некоторыми отмечаемыми в нашей республике датами – День радио, День знаний и др.); итоговые (посвящённые итогам работы технических кружков и других творческих объединений) и др.

В свою очередь в программу вечеров могут быть включены следующие мероприятия с учащимися:

- доклады и сообщения учащихся;

- демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов техники и т. п.), опытов и фокусов, иллюстрирующих основные положения, идеи сообщений и докладов;

- беседы с приглашёнными на вечер специалистами в данной отрасли знаний или производства (инженерами, учёными и квалифицированными рабочими);

- просмотр и обсуждение отрывков из научно-популярных кинофильмов по теме вечера, демонстрация слайдов, а также комментарии к ним;

- проведение викторин и аттракционов, конкурсов и турниров с подведением итогов этих мероприятий и поощрение участников, показавших разносторонние и глубокие знания, умения и навыки;

- выступление коллективов художественной самодеятельности учащихся (по содержанию они должны в какой-то мере соответствовать тематике вечера).

Весьма популярным стало проведение научно-технических вечеров как конкурсов весёлых и находчивых (КВН) между двумя параллельными классами, которые выполнили специальное домашнее задание и собрали команды. В состав жюри включаются учителя-предметники, руководители кружков и старшеклассники. К вечеру участники придумывают приветствия и эмблемы команд, готовят занимательные технико-технологические задачи, теоретико-практические задания и др. Данный вид вечера предоставляет меньше возможностей для сообщения новых научно-технических знаний, но весьма эффективен для развития наблюдательности, творчества и смекалки учащихся.

Слёты юных техниковэто массовые собрания учащихся кружков и других творческих объединений из разных организаций, на которых обсуждается и решается ряд технико-технологических проблем, подводятся итоги ранее объявленных смотров научно-технического творчества молодёжи (публичный показ результатов деятельности в процессе общественной проверки), демонстрируются достижения внеурочной работы по различным направлениям творческой деятельности в области техники, пропагандируется лучший опыт работы школ и внешкольных учреждений.

С развитием сети центров, станций и клубов юных техников и расширением сферы их деятельности в республике стали проводиться не только комплексные слёты юных техников, но и слеты по профилям – юных рационализаторов и конструкторов; судо-, авто-, авиа- и ракетомоделистов; астрономов и космонавтов и др. Их организация осуществляется периодически в масштабах города и района, области и республики.

Организация и проведение слетов юных техников аналогичны работе по подготовке и проведению научно-технической конференции. Разница заключается в том, что на слёте нет докладов. Участники данного мероприятия защищают представленные ими проекты, демонстрируют созданные модели, макеты, устройства, делятся опытом рационализаторской работы, рассказывают о творческой деятельности коллективов юных техников, их участии в оснащении предметных кабинетов школ, в выполнении заказов базовых предприятий. Затем подводятся итоги и разрабатываются рекомендации по дальнейшему развитию технического творчества учащихся. На торжественной части в конце слёта отмечаются лучшие его участники.

Олимпиады по технологии (гр. Olympias – большие открытые выступления) – массовые формы внеурочной работы по техническому творчеству, представляющие собой своеобразные соревнования учащихся школ, повышающие уровень их технико-технологической подготовки и позволяющие выявить наиболее способных учеников для индивидуальной и коллективной работы в техническом творчестве.

В школьных олимпиадах участвуют все желающие ученики, а из победителей формируются команды для мероприятий высшего ранга. Данные мероприятия должны проводиться на базе учебных мастерских в период зимних или весенних каникул в несколько туров: школьные, районные, городские, областные и республиканские. Каждый тур проводится в три этапа: 1 этап – выносятся на защиту творческие проекты учеников; 2 этап – предлагаются технико-технологические задачи; 3 этап – даются практические задания (с учётом программы по технологии и современных требований дидактики).

Первый этап. Обоснование, документация (графическая и технологическая) и объекты труда представляются школьниками в начале олимпиады в качестве творческих проектов. Актуальность, оригинальность и качество исполнения данного изделия оценивает жюри в процессе защиты учеником (учениками, если сложная работа выполнялась совместно) своего проекта.

Внимание слушателей обращается на решение основных технико-технологических проблем, которые появились в процессе изготовления (выбор материала, инструментов, оборудования, приспособлений; способов обработки, последовательности операций и т.п.). Лаконичная речь, чёткая дикция, владение материалом и его логическое изложение при наличии необходимой наглядности позволит участникам олимпиады получить высший балл за защиту творческого проекта.

Второй этап. Решение технико-технологических задач осуществляется в рамках учебной программы по технологии. Теоретико-практические знания учеников об основных видах документации, о конструкционных материалах и способах их обработки, инструментах, оборудовании и др. позволят им успешно завершить данный этап в указанное время.

Третий этап. Программа олимпиады предусматривает изготовление учащимися нетрудоёмких изделий или практическое выполнение отдельных операций комплексных технологических заданий по ручной и/или механической обработке древесины и металлов.

Оценка практических заданий осуществляется по следующим критериям:

- организация рабочего места;

- соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда;

- правильность и рациональность применения в ходе работы инструментов, оборудования и приспособлений, а также выполнения операций и приёмов (технологический процесс);

- время, затраченное на выполнение задания (производительность труда);

- соответствие изделия чертежу (размеры и качество).

Руководство олимпиадами по технологии осуществляет оргкомитет (жюри, эксперты и др.), в состав которого включаются представители администрации школы, учителя трудового обучения, черчения, руководители технических кружков, а также представители базовых предприятий (хозяйств), общественных организаций и научных учреждений.

Спортивно-технические соревнования как массовые формы внеурочной работы по техническому творчеству подводят итоги работы кружков моделирования и конструирования в процессе лично-командных состязаний с целью повышения спортивного мастерства участников, (присвоение разрядов), обмена опытом (в изготовлении и испытании технических устройств), отбора лучших моделистов и конструкторов (для участия в соревнованиях высшего ранга) и пропаганды развития технического творчества учащихся.

Соревнования организовываются на основе заранее разработанных и разосланных условий и правил. Определяются цели и задачи мероприятия, место и время проведения, состав участников и порядок комплектования команд, программа и содержание, перечень необходимых документов, функции руководителей, финансирование, критерии оценок, формы подведения итогов и поощрений.

В соответствии с профилем кружков проводятся соревнования: юных авто-, судо-, авиа-, ракетомоделистов, картингистов, радиотехников и др. В них участники выступают с изготовленными моделями и демонстрируют свои умения и навыки в управлении техническими устройствами, получая оценку ходовых характеристик подводной лодки, яхты, автомодели и т.п. До начала соревнований радиоуправляемые модели, модели-копии и др. проходят стендовую оценку. При этом учитывают общий вид модели, соблюдение масштаба, сложность изготовления, качество отделки.

Главное требование к содержанию спортивно-технических соревнований – это равные возможности учащихся одного возраста. Хорошие результаты испытаний, например, моделей достигаются только за счёт качества их изготовления и умения правильно запускать и эксплуатировать. К тому же опыт проведения данных мероприятий свидетельствует о практике поощрения юных техников за изготовление лучших моделей из легкодоступных недорогих материалов.

Для развития познавательных интересов и профессиональных стимулов учащихся в программу соревнований включаются конкурсы, зачёты, экзамены и др.

Выставки технического творчества учащихсяодни из самых распространённых, эффективных и наглядных форм внеурочной работы, предназначенные для экспозиции технических устройств по определённой тематике с целью научно-технической пропаганды, популяризации опыта лучших технических кружков, привлечения более широкого круга учащихся, развития интереса к рационализаторской и изобретательской деятельности и воспитания молодёжи.

Характер и содержание данных мероприятий могут быть весьма разнообразными. В конце учебного года обычно организуются отчётные выставки технических кружков. В этот же период во многих школах устраиваются выставки лучших работ, выполненные учащимися в мастерских. Многие выставки приурочиваются к знаменательным датам, к вечерам, конференциям и слётам юных техников.

Вместе с тем в ряде школ и внешкольных учреждений функционируют на протяжении всего учебного года постоянно действующие выставки технического творчества учащихся, которые периодически пополняются наиболее интересными новыми работами юных техников. Такой опыт работы приводит к тому, что появляется необходимость в создании технического музея как специально отведённого помещения для сбора и изучения, хранения и экспонирования предметов материальной и духовной технологической культуры.

Экспонаты, представляемые на выставки, выполняются в соответствии с современными требованиями эргономики и технической эстетики. Не меньшее значение имеет и художественное оформление выставочных стендов, отделка всего интерьера выставочного помещения и организация работы с посетителями выставки.

Выставки используют для проведения учебно-воспитательной работы в школе. Открытие её бывает торжественным. Для учащихся, особенно младших и средних классов, проводятся экскурсии на выставку. Экскурсоводами обычно являются члены технических кружков, которые хорошо осведомлены обо всех экспонатах и могут дать посетителям исчерпывающие объяснения.

В дни работы данных мероприятий организуются доклады и сообщения кружковцев, посвящённые теоретическим вопросам, отдельным экспонируемым на выставке конструкциям, моделям и техническим устройствам, опыту работы кружка и др. Наряду с этим демонстрируются учебные и научно-популярные кинофильмы, выступают учёные и новаторы производства с лекциями для учащихся.

На торжественном закрытии выставки технического творчества лучшие работы кружковцев отмечаются грамотами, ценными призами и подарками, а также рекомендуются для участия в выставках высшего уровня: областных, республиканских, международных и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: