Проект и управление проектом
Сущность, цели и значение организационного проектирования
Методы организационного проектирования
Организационный и аудит и диагностика структуры управления
Разработка организационных проектов
Проект и управление проектом.
Одним из основных способов внедрения новшеств в организацию и осуществления организационных изменений является разработка и реализация проектов. Термин «проект» имеет различные значения:
1) план, замысел, намерение изменить что-либо;
2) документ (комплект), в котором этот замысел находит воплощение;
3) деятельность по реализации проекта-замысла, имеющая свой жизненный цикл: инициация, планирование, выполнение и корректировка плана, завершением работ по проекту;
4) организационная структура, в которой осуществляется проектная деятельность.
В связи с этим, в рамках специальных дисциплин «Управление проектом», «Организационное проектирование» изучаются эффективные способы и процедуры работы на всех фазах жизненного цикла проекта: инициации, планирования (проектирования), реализации проекта и выхода из проекта.
|
|
Базисные установки, ценности, нормы и правила деятельности в пространстве указанных четырех измерений проекта (замысел, документ, деятельность, оргструктура) формируют определенную проектную культуру. В классической парадигме проектировщик навязывал свой замысел объекту и внешней среде. В неклассической парадигме акцентируется внимание на субъект-ориентированном подходе, методологии мягких систем, поиске таких вариантов изменения ситуации, которое отвечало бы интересам всех участников. В этой связи актуализируются методы, снижающие конфликтогенность проектирования.
На каждой из фаз жизненного цикла проекта и в течение всего процесса проектирования осуществляется деятельность, получившая название управление проектом. Управление проектом - это профессиональная деятельность по управлению человеческими и материальными ресурсами, основанная на использовании современных научных знаний и технологий. Она ориентирована на достижение определенных в проекте результатов по составу и объему работ, в рамках заданной стоимости и времени, в соответствии с требуемым качеством, удовлетворяющих потребности субъектов проекта и общества в целом
Деятельность по управлению проектами обеспечивает целенаправленную и согласованную работу организационных проектировщиков на всех этапах проектирования и в общем виде имеет следующую структуру:
1) идентификация проблемной ситуации (формулировка проектной идеи);
2) определение целей и задач проектирования;
3) определение стратегии, методов, плана действий, необходимых для достижения цели;
4) перечень ожидаемых продуктов, эффектов и рисков деятельности в рамках проекта;
5) перечень необходимых ресурсов (финансовых, информационных, материально-технических и др.), формирование бюджета;
6) определение состава участников и их функций по реализации поставленных целей и задач.