Тема 19. Власть и способы ее реализации.
Обладать властью — значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей.
Власть в менеджменте — это легитимное, законное право менеджера отдавать приказы подчиненным при выполнении ими производственных заданий, а также право поощрять или наказывать.
У одних людей власти очень много, у других ее нет совсем. Иногда кажется, что некоторые люди не могут получить столько власти, сколько им надо, поэтому они борются за то, чтобы ее обрести, и еще ожесточеннее борются за то, чтобы удержать то, что имеют. Таким образом, власть и манипулирование ею являются задачами управления. И считаться с этим должны и руководители, и подчиненные. Многим кажется, что обладание властью — это прерогатива руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.
Между влиянием и властью существует различие.
Влияние — это любое поведение одного индивидуума, которое «носит изменение в поведение другого индивидуума.
Власть — это способность индивидуума оказывать влияние на окружающих с целью подчинения их своей воле.
Основы власти (рис. 19.1):
• принуждение;
• собственность на ресурсы;
• добровольное подчинение.
рис. 19.1 Основы власти
Власть, основанная на принуждении (административная власть), держится в основном на страхе перед наказанием, которое имеет следующие формы: физическое насилие, применение различных санкций (штраф, лишение премии, выговор, предупреждение о служебном несоответствии и др.). Вознаграждение (крупное, частое) с целью добиться от подчиненного желаемого поведения также можно отнести к одной из форм принуждения. Хотя принуждение и может привести к временной покорности подчиненного, оно имеет нежелательные побочные эффекты — скованность, страх, месть и отчуждение. Это в свою очередь может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров.
Другой основой власти является собственность на ресурсы, одни располагают, другие — нет, но нуждаются в них. К ним можно отнести:
• материальные (предметы, вещи, сырье и др.);
• денежные;
• информационные;
• связи с влиятельными лицами;
• знания и компетенция.
Власть, основанная на добровольном подчинении, имеет три; причины:
1)традиция;
2)личная харизма;
3)убежденность.
Традиция подчиняться должностному лицу передается из поколения в поколение (монархизм, сталинизм).
Личная харизма — это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека либо его самого в целом. Люди стремятся получить его одобрение, быть похожим на него.
Убежденность — наиболее прочная основа власти, она не требует контроля и стимулирования, но очень медленно формируется, так как зависит от морально-психологического климата в коллективе, степени взаимного доверия подчиненных и руководителей.
Власть может принимать разнообразные формы. В связи с этим выделяют три основные формы власти:
• утилитарная;
• авторитарно-нормативная;
• объединенная.
Формы власти (рис. 19.2):
рис. 19.2. Формы власти
Утилитарная власть — это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель точно знает, что, выполнив определенное задание, он получит соответствующее вознаграждение.
Авторитарно-нормативная власть — законная власть. (например, президент плюс конституция).
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг — строго их выполнять.
Объединенная власть — власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются несколькими лидерами, поведение подчиненных должно вписываться в эти нормы.
Власть имеет тенденцию к ослаблению, что обусловлено следующими причинами:
• сократился разрыв в уровне образования и квалификации
между руководителями и подчиненными (т.е. зачастую наблюдаются только формальные преимущества: должность, возраст, опыт работы);
• вместо универсальных работников основу коллектива стали
составлять узкие специалисты, уход которых может привести к распаду организации;
• ослабло традиционное послушание (безоговорочное подчинение в армии, влияние церкви на умы людей и пр.);
• ротация работников в поисках лучшего и высокооплачиваемого места работы, что объясняется сегодня легким доступом к информации.