Монтаж цилиндрических резервуаров. В цилиндрических резервуарах монтажные участки назначают в зависимости от общих габаритов резервуаров и их вместимости. Так, в резервуарах вместимостью до 1000 м3 монтажные участки назначают между осями колонн и стеновых панелей, а в резервуарах емкостью более 1000 м3 - по секторам, ограниченным углами в 90 и 120°. При кольцевых участках объемы и трудоемкости работ по ним не одинаковы, а при секторных равны между собой. Кольцевые участки рекомендуется назначать тогда, когда днище достаточно прочное и может выдержать нагрузку от крана и транспортных средств, а если нет, то назначают участки в виде секторов. При этом часть днища по оси сектора, достаточную для размещения крана, оставляют не забетонированной и выстилают железобетонными плитами, на которые въезжает кран. С этой стоянки краном комплексным методом монтируют конструкции в центральной части резервуара, а затем его перемещают в сторону на расстояние, достаточное для монтажа следующего ряда конструкций сектора. Со второй стоянки краном вначале перекладывают дорожные плиты, а затем бадьями подают бетон для бетонирования освободившегося участка днища и монтируют конструкции резервуара в пределах сектора. В такой же последовательности процессы повторяют. Материалы и конструкции в рабочую зону подают автотранспортом непосредственно к крану. В последующем, по мере удаления крана от центра резервуара, автомашины останавливаются за его пределами (если позволяет вылет стрелы крана). Достоинством описанной «секторной» схемы монтажа является то, что работы можно вести одновременно несколькими кранами в разных секторах резервуара.
|
|
Технологическая схема монтажа цилиндрического резервуара диаметром более 15 м приведена на рис. 7.18.
Рис. 7.18 – Принципиальная схема монтажа цилиндрического резервуара
1 - стеновые панели, 2 - места установки колонн, 3 - ось движения крана при монтаже колонн, 4 - то же, при укладке ригелей и плит покрытия, 5 - то же, стеновых панелей и плит покрытия последнего ряда, 6 - ось движения транспортных средств, 7 - въезд и выезд из котлована, кружками обозначены стоянки крана
Монтаж резервуара начинают с центра, с заезда крана на днище. При этом кран и транспортные средства в процессе монтажа колонн, ригелей и плит движутся по кольцевым направлениям. В заключение кран выезжает на берму котлована и, двигаясь по ней, монтирует стеновые панели и плиты покрытия последнего ряда. При этом транспорт, занятый доставкой конструкций, движется по берме котлована. Используют также схему монтажа стеновых панелей с заездом крана непосредственно на днище резервуара. В этом случае панели раскладывают плашмя на подкладки по обе стороны от монтируемой стенки: снаружи - на грунт дна котлована, а внутри - на днище резервуара. Для того чтобы уложить панели с наружной стороны резервуара, котлован уширяют на 3 - 4 м. Панели раскладывают большей стороной параллельно стене и монтажными петлями в одну сторону, с тем чтобы петли двух смежных панелей, расположенных по обе стороны стенки, находились примерно на одинаковом расстоянии от монтажного крана. Для монтажа конструкций кран въезжает на днище и, двигаясь по подкладным щитам или дорожным плитам вдоль уложенных панелей, устанавливает их в проектное положение. После монтажа, выверки и окончательного закрепления стеновых панелей стыки между ними заделывают бетоном и заливают битумом в паз с заделкой его асбестоцементной смесью. По достижении бетоном в стыках между панелями и торкретным слоем 70 % от проектной прочности на внешнюю поверхность панели навивают высокопрочную проволоку или арматуру с помощью специальной навивочной машины.
|
|
Метод монтажа цилиндрических резервуаров с раскладкой панелей плашмя приводит к увеличению размеров котлована и соответственно объемов земляных работ. Поэтому целесообразнее складировать завезенные на днище панели в специальных кассетах в вертикальном положении. При этом на днище обычно располагают 2 - 3 кассеты, в которых размещают панели в количестве, необходимом для монтажа резервуара, за исключением 3 - 5 панелей, последние устанавливают в кассету, расположенную между резервуарами. Панели из этой кассеты используют для установки их в проемы, оставленные в резервуарах для выезда крана.
Монтаж радиальных первичных и вторичных отстойников чаще всего осуществляют группами, причем либо комплексным методом, при котором к монтажу каждого последующего сооружения приступают после завершения предыдущего, либо раздельным, при котором отдельные виды элементов и деталей всех отстойников монтируют последовательными потоками. Отстойники диаметром до 20 м монтируют с передвижением крана по дну котлована вокруг сооружения (рис. 7.19, а), а диаметром более 20 м – с передвижением его непосредственно по днищу сооружения. Схема монтажа радиального отстойника диаметром 40 м пневмоколесным краном приведена на рис. 7.19, б, в. До начала монтажа панелей проверяют отметки дна паза и при необходимости выравнивают его, затем размечают места установки панелей. Кран въезжает на днище и, двигаясь по подкладным щитам, производит установку панелей в проектное положение. Строповку панелей осуществляют за четыре монтажные петли универсальной траверсой. Подъем их производят методом поворота (рис. 7.19, в), а затем в вертикальном положении перемещают к месту установки.
Рис. 7.19 – Схема монтажа радиальных отстойников
1 – места установки панелей, 2 – ось движения транспорта, 3 – то же, крана при монтаже панелей, 4 – то же, кронштейнов и лотков, 5 – прямоугольный лоток, 6 - монтажный кран, 7 – подкладные щиты, 8 – стеновые панели, 9 – подкладки, 10 – монолитное днище, 11 – бетонная подготовка, 12 – фиксатор, 13 – пазы в днище, 14 – струбцина, 15 – подкос трубчатый со стяжным винтом, 16 – якорь из трубы, 17 – скобы, 18 – стяжная муфта (форкопф), 19 – угловой лоток (цифры на панелях и в кружках указывают места их раскладки и последовательность монтажа, МУ – монолитный участок)
Панель устанавливают в паз на слой вязкой битумной массы толщиной 6 - 8 мм и закрепляют внизу клиньями или вверху временными монтажными приспособлениями – трубчатыми подкосами с якорями и струбцинами (рис. 7.19, г).
Монтаж элементов сборных лотков ведут одновременно со стенами и закрепляют их инвентарными стяжками и муфтами со струбцинами (рис. 7.19, д). После установки панелей и лотков, их выверки и окончательного закрепления заделывают стыки между панелями. После твердения бетона стыков и их распалубки на внутреннюю поверхность стен отстойника наносят слой торкрета, а после достижения бетоном в стыках и торкретным слоем 70%-ной проектной прочности производят предварительное напряжение стенки отстойника навивкой на внешнюю поверхность высокопрочной проволоки или арматуры.
|
|
Независимо от применяемых схем монтажа радиальных отстойников установку панелей и лотков начинают и завершают у монолитного участка, в котором сосредоточены три основных их элемента - стены, лотки и сливная камера с отводной трубой. При этом замоноличивание стыков панелей заканчивают бетонированием монолитного участка и сливной камеры. Поскольку радиальные отстойники строят чаще всего группами (по два, три и четыре), их целесообразно возводить единым потоком, принимая каждый из них за монтажный участок и предусмотрев максимальное совмещение процессов при равномерном и непрерывном выполнении работ одними и теми же исполнителями.
Монтаж метантенков, представляющих собой цилиндрические емкостные сооружения со стенами из типовых панелей, устанавливаемых в паз конусообразного днища, ведут раздельным кольцевым методом с передвижением крана вокруг монтируемого сооружения по берме котлована (рис. 7.20).
До начала монтажа стеновых панелей устраивают бетонную подготовку и монолитное днище метантенков с пазами. После выверки отметки паза и исправления дефектов переходят к установке стеновых панелей.
Произведя выверку стеновых панелей, их рихтовку и окончательное закрепление сваркой закладных деталей, переходят к монтажу плит покрытия, имеющих в плане трапецеидальную форму (рис. 7.20, II-II). Их монтируют тем же гусеничным краном с гуськом, но оборудованным стрелой 17,5 м. Для удобства монтажа в целях временного опирания плит в центре (до установки центрального опорного кольца) применяют специальную металлическую трубчатую инвентарную эстакаду с подмостями. Иногда вместо такой эстакады используют инвентарную трубчатую стойку с консольной опорой вверху. При этом, чтобы не произошло перекоса и возможного обрушения плит их следует для более симметричного нагружения стойки устанавливать симметрично с двух сторон.
|
|
Рис. 7.20 – Монтаж метантенков диаметром 18 м из типовых плоских панелей гусеничным краном
а – монтаж стеновых панелей, б – монтаж плит покрытия
1 - монтажный кран, 2 - панели, 3 - инвентарная металлическая лестница, 4 - стыки между сборными конструкциями, 5 - стоянки кранов, 6 - деревянный настил, 7 - трубчатая инвентарная эстакада, 8 - плиты покрытия, 9 - опорное кольцо покрытия, 10 - монолитное днище метантенков с выступами для установки стеновых панелей
Монтаж башенных градирен. Пример смонтированной из сборных элементов градирни показан на рис. 7.21, а.
При монтаже сборных железобетонных оболочек градирен разных очертаний на практике используют в основном следующие два способа работ: монтаж с помощью передвижной опалубки и сплошных инвентарных трубчатых лесов с применением подъемников для подачи материалов; монтаж с использованием подъемной опалубки без лесов с помощью центральной мачты с вращающимся горизонтальным подъемным мостом. Монтаж оболочки рассматриваемой градирни из трапециевидных ребристых панелей выполняется с применением инвентарного внутреннего кольца жесткости, составленного из однотипных шаблон-люлек. Кольцо жесткости для монтажа первого яруса плит составлено из 40 шаблон-люлек. К монтажу панелей оболочки приступают после установки и закрепления кольца жесткости. Каждая устанавливаемая краном панель верхней своей частью опирается на шаблон-люльку и приваривается в четырех точках к установленным ранее панелям, после чего снимается с крюков крана. Окончательную заделку стыков изнутри проводят с помощью навесных лестниц, а снаружи - с навесных люлек.
Рис. 7.21 – Монтаж градирни (а) и водонапорной башни (б)
1, 2 – внутренняя и наружная шаблоны-люльки, 3 – ороситель, 4 - распределительный резервуар, 5 – монолитный пояс, 6 – раскосные стойки, 7 – треугольные элементы опоры башни, 8 – оттяжка, 9 – поднимаемый треугольный элемент, 10 – монтажный кран-укосина, 11 – металлический резервуар, 12 – элементы горизонтальной площадки, 13 – кольцевой шаблон-подмости, 14 - фундамент
Монтаж водонапорных башен часто ведут из железобетонных треугольных элементов (рис. 7.21, б), монтируемых кольцевыми рядами и образующих после установки многоярусную сетчатую оболочку. Нижние треугольные элементы при монтаже раздвигают в узлах на заданный проектом размер; в каждом последующем ярусе этот размер уменьшают, в результате чего обеспечивается коническая форма ствола башни. Соединяют такие элементы сваркой закладных деталей, затем замоноличивают. Верхний ярус установленных элементов перекрывают железобетонными вкладышами, на которые опирается резервуар башни. Устойчивость каждого треугольного элемента в процессе монтажа обеспечивают применением кольцевого шаблона.