Процессуальные теории мотивации
Нормы и ценности организации
Взаимодействие человека и организационного окружения
Содержательные
1. пирамида Маслоу. Физические потребности – безопасность – принадлежность и причастность – признание и самоутверждение – самовыражение. Пошаговое удовлетворение потребностей – рычаг для подчинение. Недостатки: возможность перескока, мера удовлетворительности для каждого своя
2. теория Альдерфера – неприменима на практике. Потребности: существования, связи, роста (движение как снизу вверх, так и сверху вниз) – это измененный порядок пирамиды Маслоу
3. теория Герцберга (двухфакторная модель): мотивирующие факторы (продвижение по службе, бонусы, вознаграждение) и факторы здоровья (шум, освещение, условия труда)
4. теория МакКлелланда - потребности достижения, властвования, соучастия.
Системно поведение человека в организацию представляется
· человек в центре модели: организационное окружение – стимулирующее воздействие- человек – реакция на стимулирующее воздействие – действия, поведение – результаты работы (орг и чел)
|
|
· организация как целое – исходная точка рассмотрения
Окружающая среда | ||
Запросы среды | организация | Ответ организации на запросы среды |
Вход | преобразователь | выход |
Человек, цели, структура, процессы, техника | Поведение, действия | Продукт, услуга |
1. необходимые для принятия всем членам организации
2. принятые, но необязательные
Формальные группы – структурные подразделения в организации. Формально – назначенный руководитель, структура ролей, должностей, позиций внутри группы, закрепленные функции, задачи. Выполнение либо регулярных функций либо решений определенно-целевых задач.
Неформальные группы – создаются членам организации в соответствии с их личным симпатиями, общими интересами, имеют неписаные правила и нормы поведения. Наличие лидера. Определенное распределение ролей и позиций.
1. теория ожидания (почему делается выбор, с несколькими альтернативами, ожидание результата) - учение, описывающее зависимость мотивации от того, как много человек хотел бы получить и насколько возможно это желание.
З – Р (затраты труда - результат)
Р – В (результат - вознаграждение)
В (валентность)
2. теория справедливости (действия сотрудников организации определяются оценкой индивидом собственных затрат и полученного вознаграждения и издержкам и результатам других работников, которых он считает равными себе) - УА/ВА=УВ/ВВ
· социальность
· ограничение производительности
· система статусов
· трудовые критерии
· социальные ценности